По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Корпоративный музей в оптике культурологии и музеологии

Ольга Сергеевна Сапанжа доктор культурологии, профессор, директор института художественного образования, ФГБУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»

История корпоративных музеев уходит корнями в далекое прошлое. 13 (24) января 1709 года по инициативе Петра I на базе Главного адмиралтейства в Санкт-Петербурге был создан «Музей-камора» (будущий Центральный военно-морской музей). На пять лет событие опередило открытие «Кунсткамеры» — первого официального музея России. За последние десятилетия в России прекратили существование тысячи компаний, вместе с ними бесследно исчезли уникальные промышленные коллекции. Но отмечается и процесс возвращения к культурным традициям, открываются новые современные музеи, реконструируются действующие, появляются другие форматы, например, виртуальные корпоративные музеи. Данная статья открывает диалог о феномене корпоративного музея. Эксперты и участники Конкурса Корпоративный музей на страницах журнала делятся опытом, взглядами, перспективами развития. Возрождение традиции корпоративных музеев — важная составляющая программы развития межкультурных связей промышленных предприятий и общества. Корпоративные музеи несут культурную и образовательную миссию, заботливо сохраняют традиции прошлого для будущих поколений.

Возможность и необходимость изучения корпоративного музея в оптике теоретического знания представляется подчас избыточной и умозрительной. Связь рассуждений о феноменологии и практической деятельности кажется не очевидной, более того — не нужной. В силу большого разнообразия коллекций, масштаба и стратегий деятельности, музеи этого типа воспринимаются как пространство «интуитивистского», «частного», «внесистемного» опыта. Как следствие — нежелание серьезно осмыслять опыт и перспективы, которое присуще и самим акторам музеев такого типа, и специалистам-теоретикам.

Между тем, любое крупное явление, имеющее частотный характер, требует систематической работы по определению его места в общем музейном пространстве. Корпоративные музеи, безусловно, стали за последние два десятилетия важным фрагментом музейного мира. Рождение самого термина «корпоративный музей», который сегодня стоит признать устоявшимся, уже говорит о значимости такого типа организаций, который ориентирован на решение стратегических задач компании музейными средствами.

Как представляется, именно этот фокус проблемы является наиболее важным и существенным — не тематическое различие, не разделение по принципу «открытое — закрытое пространство», не формальное расположение или административный статус внутри организации, а именно сочетание трех положений. Первое — структурное, второе — системное, третье — содержательное. В теории менеджмента это назвали бы «концепцией трех С». Остановимся на каждом из них.

Первое положение (структурное — С 1), определяющее специфику корпоративного музея, связано с самим фактом его появления в контексте тех задач, решение которой представляется для корпорации важным. Термин «корпорация» в данном контексте трактуется максимально широко, и под ним стоит понимать юридическое лицо, коммерческую или некоммерческую организацию, основанную на принципе участия или членства. В таком определении важно, что корпорация — это оформленный союз физических лиц в виде самостоятельной организации. Важно и то, что создаваемый ею музей, в подавляющем большинстве случаев не является самостоятельным юридическим лицом. Сотрудники музея оформлены именно в самой компании, а потому там редки научные сотрудники или даже экскурсоводы. С одной стороны кажется, что это не позволяет корпоративному музею в полной мере соответствовать формуле определения музея ИКОМ, где есть указание на критерий музея как «постоянно действующей организации» (а в данном случае — это не организация, а структурное подразделение коммерческой или некоммерческой организации или даже государственной корпорации), но с другой стороны, это и есть важнейший признак, линия разграничения государственного, частного и корпоративного музея. Такое деление может быть одним из вариантов классификации музейного мира, наряду, например, с классификацией по профильной принадлежности коллекций. Государственный музей учреждается ведомством (министерством, комитетом), частный — частным лицом, корпоративный — организацией, юридическим лицом. Учредитель несет всю меру ответственности за сохранение и развитие созданной им единицы, независимо от ее административного оформления (федеральное или муниципальное бюджетное учреждение — государственный музей, частное учреждение — частный музей, структурное подразделение — корпоративный музей).

Для Цитирования:
Ольга Сергеевна Сапанжа, Корпоративный музей в оптике культурологии и музеологии. Музей. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: