Возможность и необходимость изучения корпоративного музея в оптике теоретического знания представляется подчас избыточной и умозрительной. Связь рассуждений о феноменологии и практической деятельности кажется не очевидной, более того — не нужной. В силу большого разнообразия коллекций, масштаба и стратегий деятельности, музеи этого типа воспринимаются как пространство «интуитивистского», «частного», «внесистемного» опыта. Как следствие — нежелание серьезно осмыслять опыт и перспективы, которое присуще и самим акторам музеев такого типа, и специалистам-теоретикам.
Между тем, любое крупное явление, имеющее частотный характер, требует систематической работы по определению его места в общем музейном пространстве. Корпоративные музеи, безусловно, стали за последние два десятилетия важным фрагментом музейного мира. Рождение самого термина «корпоративный музей», который сегодня стоит признать устоявшимся, уже говорит о значимости такого типа организаций, который ориентирован на решение стратегических задач компании музейными средствами.
Как представляется, именно этот фокус проблемы является наиболее важным и существенным — не тематическое различие, не разделение по принципу «открытое — закрытое пространство», не формальное расположение или административный статус внутри организации, а именно сочетание трех положений. Первое — структурное, второе — системное, третье — содержательное. В теории менеджмента это назвали бы «концепцией трех С». Остановимся на каждом из них.
Первое положение (структурное — С 1), определяющее специфику корпоративного музея, связано с самим фактом его появления в контексте тех задач, решение которой представляется для корпорации важным. Термин «корпорация» в данном контексте трактуется максимально широко, и под ним стоит понимать юридическое лицо, коммерческую или некоммерческую организацию, основанную на принципе участия или членства. В таком определении важно, что корпорация — это оформленный союз физических лиц в виде самостоятельной организации. Важно и то, что создаваемый ею музей, в подавляющем большинстве случаев не является самостоятельным юридическим лицом. Сотрудники музея оформлены именно в самой компании, а потому там редки научные сотрудники или даже экскурсоводы. С одной стороны кажется, что это не позволяет корпоративному музею в полной мере соответствовать формуле определения музея ИКОМ, где есть указание на критерий музея как «постоянно действующей организации» (а в данном случае — это не организация, а структурное подразделение коммерческой или некоммерческой организации или даже государственной корпорации), но с другой стороны, это и есть важнейший признак, линия разграничения государственного, частного и корпоративного музея. Такое деление может быть одним из вариантов классификации музейного мира, наряду, например, с классификацией по профильной принадлежности коллекций. Государственный музей учреждается ведомством (министерством, комитетом), частный — частным лицом, корпоративный — организацией, юридическим лицом. Учредитель несет всю меру ответственности за сохранение и развитие созданной им единицы, независимо от ее административного оформления (федеральное или муниципальное бюджетное учреждение — государственный музей, частное учреждение — частный музей, структурное подразделение — корпоративный музей).