В Москве открыт новый мемориальный музей братьев Третьяковых в 1-м Голутвинском переулке. Радует, во-первых, сам факт начала его работы: новые музеи у нас открываются не каждый день. И даже не каждый год. Помимо этого, музей создавался на частные деньги, должен сказать, — совсем не маленькие. Может быть, это послужит определенным сигналом для других держателей национальных кошельков.
Как всегда, вместе с музеем родилась и новая мифология для публики. Феномен в практике воссоздания музейных мемориалов как раз и состоит в том, что доступные документальные факты заменяются банальными мифотворчеством.
Миф № 1. «Дом Третьяковых датируется XVIII веком». В действительности, если опираться на историко-архивные документы и материалы натурных исследований, дом был построен в середине XIX в.
Миф № 2, главный. «К моменту начала реставрационного проекта не было никаких исторических материалов для воссоздания первоначальных интерьеров, на чем и базировалась общая концепция проекта». В действительности дом был детально изучен, обмерен и обследован в 1970-х. Сохранились и благополучно существуют ИСЧЕРПЫВАЮЩИЕ документальные свидетельства по ВСЕМ интерьерам бельэтажа: организация пространства, печи, двери, окна, полы, скобянка, отделка стен и многое другое. Все материалы опубликованы неоднократно, а также хранится в государственных и частных музеях и архивах.
Не хотелось бы превращать объективный анализ результатов осуществленного проекта в шельмование авторского коллектива. Проект ничем и никак не выделяется по качеству из всех остальных работ последних десятилетий: дом Тургенева, дом Аксакова, усадебный дом в Остафьево, дом Герцена, дом Лермонтова... Помимо этого, нельзя не учитывать, что ответственность должны разделить остальные соучастники проекта: Третьяковская Галерея, Министерство культуры РФ, Мосгорнаследие, группа “экспертов”.
Чтобы как-то минимизировать ущерб, нанесенный отечественной культуре бессмысленным и беспощадным реставрационным процессом, я бы предложил использовать этот материал в качестве учебного пособия для студентов и молодых специалистов — от обратного: показать достоинства и недостатки осуществленного проекта. Чтобы у каждого желающего была возможность совершить паломничество на объект с критическими материалами в руках — и проследить правомерность или ошибочность тех или иных авторских решений.