По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Дорогие Читатели!

Апрельский номер посвящен реставрации и сохранению культурного наследия. «Restorio» (лат) — воссоздание, а порой в буквальном смысле возрождение из «руин» хрупких произведений — задача не из простых. Первыми в России реставраторами икон и картин были иконописцы. Андрей Рублев реставрировал одну из древних святынь — чудотворную икону Владимирской Богоматери, привезенную на Русь еще в ХII веке из Константинополя. Крупные монастыри продолжают развивать эту традицию.

Российская Академия художеств с первых лет своего существования проявляла заботу о сохранении произведений искусства и повышении статуса профессии художника — реставратора, поручала своим пенсионерам в Европе «обучаться сохранению и поправлению старых картин». В XVIII при Императорском Эрмитаже возникла мастерская реставрации живописи. Для того, что бы поступать в нее на службу, необходимо было окончить полный курс Академии художеств. Коллекции живописи Императорского Эрмитажа в течении ХVIII–XIX веков реставрировались под неизменным контролем Академии художеств и Императорского археологического общества (1846).

В 1918 г. И.Э. Грабарь инициирует создание Комиссии по сохранению и раскрытию памятников древней живописи (ВХНРЦ). Опыт первых трех лет реставрационной деятельности был обобщен на I Всероссийской реставрационной конференции (12–14 апреля 1921 г.), утвердившей принципы реставрации всех видов художественных памятников: архитектуры, скульптуры, живописи, прикладного искусства. С успехом проходили большие реставрационные выставки в Москве в 1918, 1920, 1927 гг. и за рубежом: так, выставка «Памятники древней живописи. Русские иконы XIII–XVIII вв.» проследовала в 1929–1932 гг. по городам Германии, Англии, Австрии и США. Многие зарубежные специалисты приезжали для знакомства с работой реставраторов Мастерских.

В декабре 1947 года созданы Центральные научно-реставрационные проектные мастерские (ЦНРПМ). Проектная мастерская по реставрации памятников Академии архитектуры СССР, стала одной из первых, созданных в стране после ликвидации Центральных государственных реставрационных мастерских в 1934 году. Мастерские аккумулировали в себе практически весь уникальный национальный опыт в сфере сохранения отечественного наследия. Научным отделом Мастерских создавалась нормативная база реставрации, которая объединила практически все реставрационные организации России и союзных республик.

Служба реставрации музейных ценностей Русского музея считает датой своего рождения 1922 год, когда благодаря усилиям Петра Нерадовского, Николая Околовича и Николая Сычева была сформирована первая самостоятельная реставрационная мастерская. Сейчас вопросами сохранения и реставрации экспонатов в Русском музее занимается специальная Служба реставрации музейных ценностей. В её состав входят 15 самых разных подразделений.

В 2003 году был открыт филиал Лаборатории научной реставрации станковой живописи в Реставрационно-хранительском центре «Старая Деревня». В 2022 в Нижнем Новгороде а базе Нижегородской областной универсальной научной библиотеки имени В.И. Ленина открылся первый региональный центр консервации и реставрации, как филиал Российской государственной библиотеки. Созданы реставрационная и переплётная мастерские, лаборатория и учебно-методический комплекс.

В феврале 2023 открылся Международный центр реставрации в Рождествено. На двух этажах оборудованы 15 реставрационных мастерских и лабораторий, специализированные хранилища, центр повышения квалификации для музейных работников и площадки для временных выставок. Уникальный комплекс ждет своих мастеров, реставраторов и шедевры из разных регионов России, стран СНГ, дальнего и ближнего зарубежья.

Желаем реставраторам, а так же всем причастным к делу сохранения культурного наследия профессиональных успехов, развития и поддержки в непростом, но очень важном деле.

С глубоким уважением, Татьяна Мартынова

Язык статьи:
Действия с выбранными: