По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Методика раскрытия древнерусской живописи и ее изменения на разных живописных участках одного произведения. На примере иконы начала XVI века из праздничного ряда «Распятие»

Дмитрий Геннадьевич Пейчев художник-реставратор древнерусской живописи, Государственный Русский музей

В статье дается представление об актуальных реставрационных методиках применяемых при реставрации древнерусской иконописи. Основным условием при проведении раскрытия древнерусской живописи от поздних записей и потемневшей олифы является использование микроскальпеля, а весь процесс работы происходит под микроскопом. Автор заостряет внимание на том, что разные участки живописи требуют индивидуально подобранной методики.

Литература:

1. Голиков В.П. «Органические хроматические материалы на основе природных красителей в произведениях искусства: природа, технологии приготовления и применения, методы исследования.» — М.: Институт Наследия, 2020. — 296 с.

2. С.И. Голубев «Постижение Образа. С.И. Голубев — реставратор, педагог, иконописец.» «Некоторые проблемы изучения техники древнерусской живописи (иконопись второй половины XIII – середины XIV в.)» Сост. О.В. Голубева, М.Г. Малкин, Н.В. Пивоварова. — Европейский Дом — СПб 2014 — 176 с.

Известно, что произведения древнерусской живописи из-за особенностей своего бытования и многократных поновлений, всегда были сложны в реставрации. Однако в значительной мере эта сложность обусловлена особенностями техники живописи, вернее, отсутствием непреложной и неизменной живописной системы, особенно на самых древних вещах. Каждая икона требует индивидуального подхода и применения наиболее подходящих, основанных на специфике живописи методик.

С конца 1970-х годов прошлого века в реставрационной мастерской древнерусской живописи Русского музея используется наиболее деликатный подход к раскрытию древнерусской иконописи. Все работы по удалению поздних записей и утоньшению потемневшего лакового слоя проводятся под микроскопом, специальным микроинструментом — изготовленным вручную микроскальпелем, с режущей кромкой 2–4 мм. Данная методика была разработана в 1970-х годах XX века выдающимся художником-реставратором, заведующим мастерской реставрации ДРЖ Сергеем Ивановичем Голубевым (1947–2008).

Результаты раскрытия живописи новым, по тем временам, методом производили невероятное впечатление: характер живописной поверхности отличался от ранее раскрытых участков, сохранность древней живописи, раскрытой новым методом, была неизмеримо выше. Наибольшая разница сохранности живописи на раскрытых участках живописи была заметна в произведениях с так называемым «комбинированным» способом личного письма. При таком способе живописи, иконописцы уходили от привычного нам «санкирного» способа написания ликов и классической яичной темперы, используя возможности прозрачных лаковых подложек и лессировок.

Ярким примером использования «комбинированной» живописной техники является икона «Богоматерь на Престоле со св. Николаем Чудотворцем и апостолом Климентом» (1278 г.).

Участок, раскрытый С.И. Голубевым под микроскопом в конце 1970-х, значительно отличается от фрагмента, раскрытого ранее компрессом. Сильные растворители, применявшиеся при утоньшении олифной плёнки и удалении записей с использованием компресса, растворяли нижележащий лаковый слой (живописную подложку под живопись). Многочисленные живописные слои, лежащие по лаковой подложке, хоть и были более стойкие, также удалялись. Компресс с сильными растворителями воздействовал по обширной площади, а контролировать силу его воздействия реставратору не представлялось возможности.

Для Цитирования:
Дмитрий Геннадьевич Пейчев, Методика раскрытия древнерусской живописи и ее изменения на разных живописных участках одного произведения. На примере иконы начала XVI века из праздничного ряда «Распятие». Музей. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: