Известно, что произведения древнерусской живописи из-за особенностей своего бытования и многократных поновлений, всегда были сложны в реставрации. Однако в значительной мере эта сложность обусловлена особенностями техники живописи, вернее, отсутствием непреложной и неизменной живописной системы, особенно на самых древних вещах. Каждая икона требует индивидуального подхода и применения наиболее подходящих, основанных на специфике живописи методик.
С конца 1970-х годов прошлого века в реставрационной мастерской древнерусской живописи Русского музея используется наиболее деликатный подход к раскрытию древнерусской иконописи. Все работы по удалению поздних записей и утоньшению потемневшего лакового слоя проводятся под микроскопом, специальным микроинструментом — изготовленным вручную микроскальпелем, с режущей кромкой 2–4 мм. Данная методика была разработана в 1970-х годах XX века выдающимся художником-реставратором, заведующим мастерской реставрации ДРЖ Сергеем Ивановичем Голубевым (1947–2008).
Результаты раскрытия живописи новым, по тем временам, методом производили невероятное впечатление: характер живописной поверхности отличался от ранее раскрытых участков, сохранность древней живописи, раскрытой новым методом, была неизмеримо выше. Наибольшая разница сохранности живописи на раскрытых участках живописи была заметна в произведениях с так называемым «комбинированным» способом личного письма. При таком способе живописи, иконописцы уходили от привычного нам «санкирного» способа написания ликов и классической яичной темперы, используя возможности прозрачных лаковых подложек и лессировок.
Ярким примером использования «комбинированной» живописной техники является икона «Богоматерь на Престоле со св. Николаем Чудотворцем и апостолом Климентом» (1278 г.).
Участок, раскрытый С.И. Голубевым под микроскопом в конце 1970-х, значительно отличается от фрагмента, раскрытого ранее компрессом. Сильные растворители, применявшиеся при утоньшении олифной плёнки и удалении записей с использованием компресса, растворяли нижележащий лаковый слой (живописную подложку под живопись). Многочисленные живописные слои, лежащие по лаковой подложке, хоть и были более стойкие, также удалялись. Компресс с сильными растворителями воздействовал по обширной площади, а контролировать силу его воздействия реставратору не представлялось возможности.