В статье рассматриваются основные этапы становления НБР, особенности его стратегических планов и направлений деятельности, возможности и существующие вызовы для реализации целей по продвижению интересов развивающихся стран в международной финансовой системе, включая реформирование международных финансовых институтов. Проведенный анализ показал, что Новый банк развития за 10 лет своего существования превратился в полноценный финансовый институт, имеющий собственные органы управления, устойчивый финансовый профиль (кредитный рейтинг АА+ от Standard and Poors), что позволяет ему привлекать долгосрочное фондирование на мировых рынках капитала, а также широкий круг заемщиков в сфере инфраструктурных проектов и устойчивого развития. Особенностью организационной и управленческой системы НБР является принцип равного вклада в капитал и, соответственно, равного права голоса стран-основателей в сочетании с нормой «соглашение по консенсусу». Анализ, проведенный авторами, свидетельствует, что данный принцип на практике может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, в частности приводить к возникновению разногласий между странами-членами по вопросам кредитования. Решать возникающие коллизии можно только путем достижения компромисса. В статье отмечается, что, будучи действительно новым, особым банком развития, НБР, тем не менее, вынужден считаться с экономическими реалиями, в которых он работает. Исследование подтверждает, что НБР на современном этапе является частью международного финансового сообщества, стремится к сотрудничеству с другими МБР, что не мешает ему активно выступать за реформу действующих международных финансовых институтов, включая МВФ, ВБ и другие МБР для продвижения принципов равноправия и справедливости на глобальном уровне. Приверженность собственным стратегиям и принципам позволяет рассматривать Новый банк развития БРИКС как финансовый институт, альтернативный другим МБР. Однако речь не идет о том, что на современном этапе НБР может заменить все остальные многосторонние банки развития. Альтернативность в данном случае — это демонстрация возможности более равноправного и справедливого подхода к международным кредитно-финансовым отношениям. А именно такой подход отвечает интересам мирового большинства. Поэтому очевидно, что, несмотря на многочисленные вызовы, роль НБР в МФС будет возрастать.