Дата поступления рукописи в редакцию: 25.08.2024
Дата принятия рукописи в печать: 15.09.2024
Маркетплейсы обязаны своим возникновением интернету и, следовательно, электронной коммерции. Согласно А. В. Юрасову, возникновением электронной коммерции можно считать начало 1960-х гг., как раз в тот момент, когда компания IBM и American Airlines создали систему автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы [1]. Одновременно начинает развитие EDI (Electronic Data Interchange) — система электронной передачи данных в сфере торговли и транспортной логистики, что положило начало формированию нового этапа в развитии электронной коммерции, так как в последующие десятилетия оборот компаний, внедряющих эту систему в свой бизнес, стремительно увеличивался. В конце 1980-х гг. интернет проник во все сферы общественной жизни и приобрел привычные нам черты, благодаря чему предприниматели со всего мира получили инструмент расширения своего бизнеса и взаимодействия с другими субъектами коммерческой деятельности [2]. Последствиями такого технического прогресса стали не только открытие уникальных возможностей для бизнеса, но и новые вызовы, которые бросила общественность непрогнозируемым изменением в обществе и экономики — до 1990 г. использование интернета для ведения коммерческой деятельности было запрещено регламентом Национального научного фонда, но через пару лет он был передан в частные руки, и к торговой деятельности онлайн были допущены первые крупные компании, что придало сильный импульс развитию электронной коммерции [3].
В 1992 г. начали открываться первые интернет-магазины, где первенцем была книжная лавка Чарльза Стэка books.com, а в 1994 г. появился прообраз маркетплейса — Amazon, ставшей первой в истории e-commerce-компанией, основанной Джеффом Безесом [2]. Тогда онлайн-площадки выполняли функцию рекламных досок объявлений, целью которых было ознакомить потребителя с товарами, а этап коммуникации, заключения сделки и оплаты товара происходил в офлайне. Их еще называли классифайдами, или листингами, имеющими схожесть с «желтыми страницами», но в онлайн-формате. Первооткрывателями были Amazon, eBay, Rakuten.