По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.9 DOI:10.33920/vne-04-2411-04

Международная практика применения маркетплейсов как инструмента электронной коммерции: исторический аспект

Анжелика Александровна Никитина кандидат экономических наук, доцент кафедры международного права и международных отношений, Институт права, ФГБОУ ВО «Уфимский университет науки и технологий», Россия, 450005, г. Уфа, ул. Достоевского, д. 131, E-mail: aa_nikitina@mail.ru, ORCID: 0000-0001-6620-5285

Развитие глобализационных процессов в мировой экономике и цифровизация всех сфер человеческой жизнедеятельности задали новые тенденции и черты международных экономических отношений, где маркетплейсы стали краеугольным камнем современной цифровой экономики. Благодаря техническому прогрессу появились такие явления, как e-commerce (электронная коммерция), расширяющая диапазон коммерческих отношений между субъектами международных экономических отношений, что повлекло за собой создание различных цифровых платформ и маркетплейсов, предназначенных для купли-продажи. Разнообразие экономических моделей и факторов успеха делает торговые онлайн-площадки важными игроками на международном рынке, является главным атрибутом экономического роста и увеличения онлайн-экспорта, а также инструментом обеспечения акторов конкурентоспособностью в условиях трансформации глобальной экономики, упрощая им доступ к рынкам. Ежегодно растет доля бизнеса, вовлеченная в трансграничную торговлю, с использованием цифровых атрибутов, это дает основание полагать, что в ближайшие несколько лет формы осуществления торговли будут постепенно покидать офлайн-площадки и вести свою деятельность онлайн, что повлияет на экспортную деятельность.

Литература:

1. Юрасов, А. В. Основы электронной коммерции: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Прикладная информатика» и другим специальностям. — М.: Горячая линия-Телеком, 2008. — 480 с.

2. Косников, С. Н., Королев, Д. А., Чивви, Е. Н., Разумова, Д. Ю. История электронной коммерции в России и за рубежом // Естественно-гуманитарные исследования. — 2022. — № 44 (6). — С. 144–147

3. Мальцева, Ю. А., Котляревская, И. В., Багинская, В. А. Коммуникационные инструменты маркетинга в интернет-пространстве. — Екатеринбург: УрФУ им. Б. Н. Ельцина, 2019. — 73 с. ISBN 978-5-7996-2942-7

4. Как эволюционируют маркетплейсы. История платформ за несколько минут // Marketplacers. [Электронный ресурс]. URL: https://marketplacers.net/evolution-marketplace (дата обращения: 08.07.2024)

5. Ghavami, F. Top Global Online Marketplaces Facts & Statistics // Digital commerce 360. [Электронный ресурс]. URL: https://www.digitalcommerce360.com/top-online-marketplaces-data-stats/ (дата обращения: 08.07.2024)

6. Литвинов, Е. А., Савинов, Ю. А., Тарановская, Е. В. Современное состояние и перспективы международной торговли на маркетплейсах // Российский внешнеэкономический вестник. — 2021. — № 5. — С. 67–79. doi.org/10.24412/2072-8042-2021-5-67-79

7. The World’s Top Online Marketplaces 2023 // Webretailer. [Электронный ресурс]. URL: https://www.webretailer.com/marketplaces-worldwide/online-marketplaces/ (дата обращения: 13.07.2024)

8. Калинин, А. С., Лихтер, А. В. Сравнительный анализ оценки эффективности системы управления государственной собственностью в США и Китае // Менеджмент социальных и экономических систем. — 2019. — № 1 (13). — С. 50–58

9. Супян, В. Б. Позиции США в мировой экономике: состояние и перспективы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения. — 2023. — Т. 16. — № 3. — С. 226–239. doi.org/10.21638/spbu06.2023.302

10. Североамериканская зона свободной торговли (справочная информация) // МИД РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/organizacii-latinoamerikanskogo-regiona/1710241/ (дата обращения: 13.07.2024)

11. Amazon: огромная цифровая экосистема // Газпромбанк Инвестиции. [Электронный ресурс]. URL: https://gazprombank.investments/blog/reviews/amazon/ (дата обращения: 13.07.2024)

12. Попенкова, Д. К. Трансформация роли маркетплейсов // Проблемы экономики и юридической практики. — 2023. — Т. 19. — № 2. — С. 284–291

13. Yubo, Chen. The development of China’ Digital Economy: A Study on China’s E-commerce Development and Policy Implications // Un conference on trade and development. [Электронный ресурс]. URL: https:// unctad.org/system/files/official-document/BRI-Project_RP3_en.pdf (дата обращения: 13.07.2024)

14. Why Amazon Failed in China: Market Dynamics & Strong Competition // eCommerce Insights ECDB. [Электронный ресурс]. URL: https://ecommercedb.com/insights/why-amazon-failed-in-china-market-dynamics-strong-competition/4670 (дата обращения: 13.07.2024)

15. Юань, В., Ковалев, М. Особенности и основные этапы формирования цифровой экономики Китая // Наука и инновации. — 2020. — № 8 (210). — С. 39–43

16. Билич, А. О., Матковская, Я. С. Феномен деревни Таобао: насколько этот опыт интересен для России? // Весенние дни науки: Сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых, Екатеринбург, 20–22 апреля 2023 г. — Екатеринбург: Ажур, 2023. — С. 247–249

17. Digital Economy Revitalizes Rural China // AliResearch. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aliresearch.com/en/Reports/Reportsdetails?articleCode=21855 (дата обращения: 17.07.2024)

18. Ecommerce Taobao Villages — Impacts and Ways to Replicate // eTrade Alliance. [Электронный ресурс]. URL: https://www.allianceforetradedevelopment.org/post/taobao-villages-of-china-what-are-their-impacts-and-how-can-they-be-replicated-elsewhere (дата обращения: 17.07.2024)

19. Rakuten Group Introduction // Rakuten Group, Inc. [Электронный ресурс]. URL: https://global.rakuten.com/corp/investors/documents/companyoverview/index.html (дата обращения: 17.07.2024)

20. Kulach, K. Top 10 online marketplaces: leading ecommerce platforms // Webinterpret. [Электронный ресурс]. URL: https://www.webinterpret.com/uk/blog/top-online-marketplaces (дата обращения: 13.07.2024)

21. Экспортируйте товары в Индию // Московский экспортный центр (МЭЦ). [Электронный ресурс]. URL: https://www.moscow-export.com/bigbasket/ (дата обращения: 13.07.2024)

22. Маркетплейсы ЮАР (Takealot) с поддержкой МЭЦ // PANGEYA. [Электронный ресурс]. URL: https:// pangeyagroup.com/ru/news/otkryvaem-moskovskim-kompaniyam-marketplejsy-yuar-s-podderzhkoj-mecz/ (дата обращения: 13.07.2024)

23. Digital Europe Programme 2021–2027 // Welcomeurope. [Электронный ресурс]. URL: https://www. welcomeurope.com/en/programs/digital-europe-programme-2021-2027/ (дата обращения: 13.02.2024)

1. Yurasov, A. V. (2008). Fundamentals of e-commerce: a textbook for students of higher educational institutions studying in the specialty «Applied Informatics» and other specialties. — Moscow: Hotline-Telecom, 480 p. (In Russian)

2. Kosnikov, S. N., Korolev, D. A., Chivvi, E. N., Razumova, D. Y. (2022). Istoriia elektronnoi kommertsii v Rossii i za rubezhom [The history of e-commerce in Russia and abroad]. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniia [Natural sciences and humanities research]. No. 44 (6), pp. 144–147. (In Russian)

3. Maltseva, Yu. A., Kotlyarevskaya, I. V., Baginskaya, V. A. (2019). Communication tools of marketing in the Internet space. — Yekaterinburg: Ural Federal University named after B. N. Yeltsin, 73 p. ISBN 978-5-7996-2942-7. (In Russian)

4. Marketplaces (2019). How marketplaces evolve. Market history in a short period of time. — Available at: https://marketplacers.net/evolution-marketplace (accessed: 08.07.2024)

5. Ghavami, F. (2024). Top Global Online Marketplaces Facts & Statistics // Digital commerce 360. — Available at: https://www.digitalcommerce360.com/top-online-marketplaces-data-stats/ (дата обращения: 08.07.2024)

6. Litvinov, E. A., Savinov, Yu. A., Taranovskaya, E. V. (2021). Sovremennoe sostoianie i perspektivy mezhdunarodnoi torgovli na marketpleisakh [The current state and prospects of international trade on marketplaces]. Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. No. 5, pp. 67–79. doi.org/10.24412/2072-8042-2021-5-67-79. (In Russian)

7. Webretailer (2024). Ray of light-stars of the world 2023. — Available at: https://www.webretailer.com/ marketplaces-worldwide/online-marketplaces/ (accessed: 13.07.2024)

8. Kalinin, A. S., Lichter, A.V. (2019). Sravnitel’nyi analiz otsenki eff ektivnosti sistemy upravleniia gosudarstvennoi sobstvennost’iu v SShA i Kitae [Comparative analysis of evaluating the eff ectiveness of the state property management system in the USA and China]. Menedzhment sotsial’nykh i ekonomicheskikh system [Management of social and economic systems]. No. 1(13), pp. 50–58. (In Russian)

9. Supyan, V. B. (2023). Pozitsii SShA v mirovoi ekonomike: sostoianie i perspektivy [The position of the United States in the world economy: state and prospects]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Mezhdunarodnye otnosheniia [Bulletin of St. Petersburg University. International relations]. Vol. 16, no. 3, pp. 226–239. doi.org/10.21638/spbu06.2023.302. (In Russian)

10. Ministry of Foreign Aff airs of the Russian (2002). North American Free Trade Zone (background information). — Available at: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/rso/organizacii-latinoamerikanskogo-regiona/1710241/ (accessed: 13.07.2024). (In Russian)

11. Gazprombank Investments (2024). Amazon: a huge digital ecosystem. — Available at: https:// gazprombank.investments/blog/reviews/amazon/ (accessed: 13.07.2024). (In Russian)

12. Popenkova, D. K. (2023). Transformatsiia roli marketpleisov [Transformation of the role of marketplaces]. Problemy ekonomiki i iuridicheskoi praktiki [Problems of economics and legal practice]. Vol. 19, no. 2, pp. 284–291. (In Russian)

13. Yubo, Chen (2020). The development of China’s digital economy: a study on the development of e-commerce in China and policy implications. In: UN Conference on Trade and Development. — Available at: https://unctad.org/system/files/official-document/BRI-Project_RP3_en.pdf (accessed: 13.07.2024)

14. eCommerce Insights ECDB (2024). Why Amazon failed in China: Market Dynamics and Strong Competition. — Available at: https://ecommercedb.com/insights/why-amazon-failed-in-china-market-dynamics-strong-competition/4670 (accessed: 13.07.2024)

15. Yuan, V., Kovalev, M. (2020). Osobennosti i osnovnye etapy formirovaniia tsifrovoi ekonomiki Kitaia [Features and main stages of the formation of the digital economy of China]. Nauka i innovatsii [Science and Innovation]. No. 8 (210), pp. 39–43. (In Russian)

16. Bilich, A. O., Matkovskaya, Ya. S. (2023). The phenomenon of the village of Taobao: how interesting is this experience for Russia? In: Spring Days of Science: Collection of reports of the international conference of students and young scientists, April 20–22, 2023. — Yekaterinburg: Publishing House Azhur, pp. 247–249. (In Russian)

17. AliResearch (2021). The digital economy revitalizes rural areas of China. — Available at: http://www.aliresearch.com/en/Reports/Reportsdetails?articleCode=21855 (accessed: 17.07.2024)

18. eTrade Alliance (2021). Villages of e-commerce in Taobao — consequences and ways of replication. — Available at: https://www.allianceforetradedevelopment.org/post/taobao-villages-of-china-what-are-their-impacts-and-how-can-they-be-replicated-elsewhere (accessed: 17.07.2024)

19. Rakuten Group, Inc (2024). Introduction to Rakuten Group. — Available at: https://global.rakuten.com/ corp/investors/documents/companyoverview/index.html (accessed: 17.07.2024)

20. Kulach, K. (2024). Top 10 online marketplaces: leading ecommerce platforms. Webinterpret. — Available at: https://www.webinterpret.com/uk/blog/top-online-marketplaces (accessed: 13.07.2024).

21. Moscow Export Center (2024). Export goods to India. — Available at: https://www.moscow-export.com/ bigbasket/ (accessed: 13.07.2024). (In Russian)

22. PANGEA (2024). Marketoplasigar (Takealot) with strong skin. — Available at: https://pangeyagroup.com/ru/news/ otkryvaem-moskovskim-kompaniyam-marketplejsy-yuar-s-podderzhkoj-mecz/ (accessed: 13.07.2024). (In Russian)

23. Welcomeurope (2024). The Digital Europe Program for 2021-2027. — Available at: https://www.welcomeurope.com/en/programs/digital-europe-programme-2021-2027/ (accessed: 13.02.2024)

Дата поступления рукописи в редакцию: 25.08.2024

Дата принятия рукописи в печать: 15.09.2024

Маркетплейсы обязаны своим возникновением интернету и, следовательно, электронной коммерции. Согласно А. В. Юрасову, возникновением электронной коммерции можно считать начало 1960-х гг., как раз в тот момент, когда компания IBM и American Airlines создали систему автоматизации процедуры резервирования мест на авиарейсы [1]. Одновременно начинает развитие EDI (Electronic Data Interchange) — система электронной передачи данных в сфере торговли и транспортной логистики, что положило начало формированию нового этапа в развитии электронной коммерции, так как в последующие десятилетия оборот компаний, внедряющих эту систему в свой бизнес, стремительно увеличивался. В конце 1980-х гг. интернет проник во все сферы общественной жизни и приобрел привычные нам черты, благодаря чему предприниматели со всего мира получили инструмент расширения своего бизнеса и взаимодействия с другими субъектами коммерческой деятельности [2]. Последствиями такого технического прогресса стали не только открытие уникальных возможностей для бизнеса, но и новые вызовы, которые бросила общественность непрогнозируемым изменением в обществе и экономики — до 1990 г. использование интернета для ведения коммерческой деятельности было запрещено регламентом Национального научного фонда, но через пару лет он был передан в частные руки, и к торговой деятельности онлайн были допущены первые крупные компании, что придало сильный импульс развитию электронной коммерции [3].

В 1992 г. начали открываться первые интернет-магазины, где первенцем была книжная лавка Чарльза Стэка books.com, а в 1994 г. появился прообраз маркетплейса — Amazon, ставшей первой в истории e-commerce-компанией, основанной Джеффом Безесом [2]. Тогда онлайн-площадки выполняли функцию рекламных досок объявлений, целью которых было ознакомить потребителя с товарами, а этап коммуникации, заключения сделки и оплаты товара происходил в офлайне. Их еще называли классифайдами, или листингами, имеющими схожесть с «желтыми страницами», но в онлайн-формате. Первооткрывателями были Amazon, eBay, Rakuten.

Для Цитирования:
Анжелика Александровна Никитина, Международная практика применения маркетплейсов как инструмента электронной коммерции: исторический аспект. Международная экономика. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: