
В конце октября Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал ежегодный доклад со своим видением экономического роста в современном мире. Так, по итогам 2024 г. МВФ прогнозирует общемировой рост на уровне 3,2 %, что с учетом всевозможных кризисных факторов выглядит очень даже оптимистично.
Лидерами экономического роста среди национальных экономик МВФ видится целый ряд стран Глобального Юга, что с учетом низкой базы некоторых представителей этой части мира тоже вполне обоснованно. Среди крупных национальных экономических систем хорошо развиваются Индия (7 %), Индонезия (5), Китай (4,8 %). Россия на общем фоне выглядит тоже вполне неплохо с нашими 3,6 % роста, но мы понимаем, что наша экономика могла бы расти и быстрее. Впрочем, сегодня речь не об этом…
Сейчас важнее понять другое: что обеспечивает нынешний экономический рост и ему препятствует. С положительными факторами более-менее все понятно: это рост потребления на внутренних рынках (как за счет качества потребления, так и за счет роста населения); развитие международной торговли; реализация самых разнообразных мер государственной поддержки в динамично развивающихся странах и пр.
Что касается препятствий, то здесь есть целый ряд традиционных факторов, уже не первый год (и даже не первое десятилетие) мешающих международному экономическому развитию. В первую очередь, конечно, надо вспомнить о международной напряженности, непрекращающихся военных конфликтах и эскалации политической нестабильности. Казалось бы, во влиянии этого фактора нет ничего нового, однако именно в последние годы он приобрел особое политико-экономическое значение.
Соответственно, тут вступают в действие еще два обусловленных обозначенным выше противоречием фактора. Во-первых, рост издержек, связанный с логистикой, инфраструктурным обеспечением международной торговли, осуществлением платежей, страхованием и др. А во-вторых, это вынужденный и периодически возникающий дефицит того или иного сырья, продовольственных товаров, энергоносителей и прочего на мировом рынке, что также неминуемо приводит и к росту издержек, и к срыву поставок, и к кризисам в тех или иных отраслях мировой экономики. Негативных примеров проявления этих двух факторов сегодня более чем предостаточно.
Но сейчас хочется обозначить несколько иной ограничивающий фактор — кадры, а точнее кадровое обеспечение экономического роста и развития.
Почему влияние данного фактора принципиально важно в текущем моменте? Дело в том, что многие динамично развивающиеся экономики (как Старого, так и Нового света) достигли фактических пределов в экстенсивном экономическом развитии. Это касается и Китая, и во многом Индии, и, однозначно, России, и, конечно, многих иных экономик. Чтобы расти дальше этим национальным экономическим системам, нужно интенсивное преумножение, а значит, переход на новый качественный уровень технико-экономического развития.
Таким образом, существующие модели социально-экономического роста амбициозных экономик должны дополняться новыми технологическими отраслями, старые отрасли, соответственно, также должны модернизироваться, а структура экономики — меняться исходя из новых приоритетов национального экономического развития.
Здесь нет смысла вспоминать обо всех новых отраслях мировой экономики — цифра, блокчейн, роботы, БПЛА, биотех, финтех, искусственный интеллект и прочее — список однозначно будет неполным в силу того, что опережающий экономический рост всегда имеет инновационную природу, суть которой часто бывает уникальной.
В любом случае технологическое развитие вне зависимости от отраслевой или рыночной направленности осуществляется человеком, а точнее специалистом, инноватором, инженером, визионером, технологом… В связи с этим проблема кадрового обеспечения экономического развития проявляется в самый полный рост. Хотим мы того или нет, но любой современной динамично развивающейся национальной экономике нужно опережающими темпами готовить специалистов и наращивать компетенции в самых разных технологических отраслях.
И совершенно очевидно, что здесь для России кроются как минимум две фундаментальные возможности, которые однозначно необходимо реализовать.
Первая возможность — собственный качественный технико-экономический рост. Как бы мы не критиковали российские власти, справедливости ради надо отметить, что в российском государстве удалось создать новые, а также сохранить многие старые научно-технологические школы. Этот задел будет крайне востребован при опережающей реализации технико-экономического потенциала в ближайшее время. Но ключевой задачей остается эффективная синергия науки, технологий, производства и реализации. Качественные образовательные решения в отечественной высшей школе и иных уровнях образования здесь также играют существенную роль.
Вторая возможность — экспорт образования, кадров и компетенций, что сейчас крайне востребовано в динамично развивающихся странах Глобального Юга. В настоящее время Россия по числу иностранных студентов уверенно входит в число крупнейших национальных образовательных систем в мире. Инвестиции и государственное внимание к отечественной научно-образовательной сфере говорят о том, что Россия уверенно может претендовать на место в призовой тройке. При этом обучением иностранных студентов экспорт в данной сфере, конечно же, не ограничивается. Здесь нужно реализовывать все известные и инновационные образовательные форматы.
В завершение хочется отметить, что проблему кадров для обеспечения национального экономического роста каждая страна решает по-своему. И, собственно, от эффективности разрешения данного вопроса будет во многом зависеть список стран — лидеров развития мировой экономики уже в ближайшем будущем. Кто знает, возможно, мы увидим совершенно неожиданные, но во многом обоснованные прорывы.