Дата поступления рукописи в редакцию: 20.09.2024
Дата принятия рукописи в печать: 24.10.2024
XVI Саммит стран БРИКС под председательством РФ, состоявшийся в Казани в конце октября 2024 г., еще раз подтвердил значимость этого объединения развивающихся стран для мировой экономики и политики. Важное место в финансовой архитектуре БРИКС занимает Новый банк развития (НБР), созданный в 2015 г. НБР призван решать задачи по финансированию проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития, включая климатический переход в странах — членах БРИКС и других развивающихся странах, а также продвигать идеи по реформированию существующей международной финансовой системы (МФС) в целях расширения представительства и большего учета интересов государств Глобального Юга. В последние годы НБР активно развивает операции в национальных валютах стран-членов (стратегическая цель — 30 % от общего объема к 2026 г.), а также участвует на экспертном уровне в создании расчетно-платежной системы БРИКС, независимой от американоцентричной МФС. В настоящее время НБР функционирует как полноценный финансовый институт, вполне сопоставимый по ряду основных параметров с другими многосторонними банками развития (МБР).
При этом в отличие от традиционных многосторонних банков развития (МБР), где кредитно-финансовую политику определяют крупнейшие акционеры (доноры), не являющиеся странами-заемщиками [1], НБР предлагает партнерство всем участникам на основе равноправия и с учетом национальных интересов государств-членов. Этот банк был создан странами с развивающейся и переходной экономикой для кредитования самих же этих стран.
Целью статьи является рассмотрение основных этапов становления НБР в качестве полноценного банка развития с надежным финансовым профилем и широким кругом заемщиков, анализ его стратегических планов и направлений деятельности, оценка возможностей и существующих вызовов для реализации целей по продвижению интересов развивающихся стран в международной финансовой системе, включая реформирование международных финансовых институтов. При исследовании использовались методы сравнительного анализа, а также контент-анализа официальных документов БРИКС, включая декларации саммитов, документов рабочих групп стран-членов, прежде всего по валютно-финансовым вопросам, годовые отчеты НБР.