По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.92 DOI:10.33920/vne-04-2411-07

Возможности развития торгового и инвестиционного сотрудничества в ключевых секторах между Бразилией и Россией в условиях санкционного режима

Олег Владимирович Стулов кандидат экономических наук, доцент экономического факультета, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова», Россия, 119991, г. Москва, территория Ленинские Горы, д. 1, стр. 46, E-mail: sancho0158@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-2914-5030

(Печатается на англ. языке)

Цель данной статьи — определить возможности противодействия санкциям, введенным западными государствами в отношении Российской Федерации, посредством сотрудничества с нейтральными странами БРИКС, в частности с Бразилией. Значительное количество российских технологических товаров, таких как автомобили, поезда, самолеты и сельскохозяйственная техника, производилось в рамках глобальных технологических цепочек, которые в настоящее время разорваны. Одним из важнейших элементов пакета западных санкций стали ограничительные меры против российской финансовой системы. Обрабатывающая промышленность является ведущей категорией бразильского импорта из России, в последнее время стоимость бразильского импорта из нашей страны значительно возросла. Аналогичным образом продукция горнодобывающей промышленности Бразилии является важным видом российского импорта, стоимость которого тоже неуклонно растет на протяжении многих лет. Бразильский экспорт в Россию в основном сосредоточен на полуфабрикатах, таких как сахар из сахарного тростника, свежее, охлажденное или замороженное мясо в отрубах или тушах, переработанные фрукты и овощи, а также сельскохозяйственная продукция, в частности соевые бобы. Торговля России с Бразилией сталкивается с рядом проблем, но, тем не менее, Россия может освоить новые области сотрудничества, такие как энергетика, авиация, деревообработка, судостроение и ветеринария. На саммите БРИКС в Казани также было объявлено о создании новой платежной системы, которая будет включать передачу финансовых сообщений и использование цифровых финансовых активов. Автор предлагает несколько стратегий расширения этого сотрудничества и приводит доводы в пользу его эффективности. В заключение предполагает, что сотрудничество между Россией и Бразилией потенциально может смягчить последствия введенных санкций и расширить узкие места российской экономики.

Литература:

1. Hufbauer, G. C. et al. (2008). Economic Sanctions Reconsidered. 3d ed. — Washington, D.C.: Peterson Institute for International Economics, 248 p.

2. Bryan, R. E. (2015). What are sanction-busters? Busted Sanctions: Explaining Why Economic Sanctions Fail. — Stanford: Stanford University Press, 288 p.

3. Madies, T. et al. (2013). Economic Sanctions: Embargo on Stage. Theory and Empirical Evidence. — Fribourg: Universitas Friburgensis. University of Tampere, 120 p.

4. Pape, R. A. (1998). Why Economic Sanctions Still Do Not Work. International Security. Vol. 23, no 1

5. Ahmadi, A. (2022). Backfire: How Sanctions Reshape the World Against U.S. Interests. International Affairs. Vol. 98, iss. 6, pp. 2164–2166. doi.org/10.1093/ia/iiac250

6. Cervo, A. L., Bueno, C. (2002). História da Política Exterior do Brasil. — Brasília: Instituto Brasileiro de Relações Internacionais, Editora da Universidade de Brasília, 525 p. ISBN 85-230-0661-3

7. Garcia, E. V. (2005). Cronologiadas Relações Internacionais do Brasil. 2a edição revista e atualizada. — Rio de Janeiro: Contraponto, 336 p.

8. Caterina, G. (2019). Um grande oceano: Brasil e União Soviética atravessando a Guerra Fria (1947–1985). Doc. thesis. — Rio de Janeiro, RJ: Fundação Getúlio Vargas, 70 p.

9. Logirus (2022). The FCS left critical imports practically without inspection — Available at: https://logirus.ru/news/custom_and_ved/ kriticheskiy_import_fts_ostavila_prakticheski_bez_dosmotra.html (accessed: 10.08.2024). (In Russian)

10. ComexSta (2023). Brazil. Estatísticas de Comércio Exterior. — Available at: http://comexstat.mdic.gov.br/ en/home (accessed: 10.07.2024)

11. Sputnik Brasil. (2022). Rosatom assina contrato para comercialização de urânio para usinas brasileiras a partir de 2023. — Available at: https://noticiabrasil.net.br/20221206/rosatom-assina-contrato-e-fornecera-uranio-a-usina-nuclear-brasileira-de-angra-em-2023-26292724.html (accessed: 11.06.2024)

12. Anda. (2023). Pesquisa Setorial de Macro Indicadores. — Available at: https://anda.org.br/pesquisa_ setorial/ (accessed: 10.03.2024)

13. Fenabrave (2022). Anuário Fenabrave 2021. — Available at: https://www.fenabrave.org.br/ anuarios/2003_12_2.pdf (accessed: 10.08.2024)

14. Valor Economico (2023). Brasil e Argentina dão início a projeto de moeda comum. — Available at: https:// valor.globo.com/brasil/noticia/2023/01/24/brasil-e-argentina-dao-inicio-a-projeto-de-moeda-comum.ghtml (accessed: 11.08.2024)

15. Brazil (2023). Declaração Conjunta por ocasião da visita ofi cial à República Argentina do Presidente da República Federativa do Brasil, Luiz Inácio Lula da Silva, 31 p. — Available at: aplicacao.itamaraty.gov.br/ ApiConcordia/Documento/download/31821 (accessed: 11.08.2024)

Дата поступления рукописи в редакцию: 08.08.2024

Дата принятия рукописи в печать: 25.10.2024

Sanctions have become a central issue for discussion among international experts and the general public due to events such as the Ukrainian crisis, Russia’s retaliatory measures, and sanctions against Turkey, as well as the partial lifting of restrictions against Iran and Cuba. The effectiveness and acceptability of economic sanctions as a foreign policy tool, and their impact on the economies of targeted countries are key considerations in these debates.

However, discussions on this topic, particularly in Russia, often overlook the main features of sanctions as a foreign policy instrument, including the mechanisms of application, their effects, and the responsibility for non-compliance with restrictive measures.

Economic sanctions involve restricting or halting trade and financial transactions to achieve security or foreign policy objectives. These measures can be imposed by individual states or international organizations against individuals, legal entities, organizations, or states.

The economics of sanctions is a field of scientific research that is an integral part of institutional theory. It has been extensively studied by Western economists due to the importance of sanctions in the foreign economic policy of Western countries. Researchers such as Hufbauer et al. have examined various aspects of the impact of economic sanctions.

Trade sanctions can affect both imports and exports from the targeted country. Historically, exports have been the main focus of sanctions, particularly for relatively large countries that dominate export markets subject to sanctions, such as military equipment or production means. Targeted countries may still find alternative markets for their products.

Financial sanctions, defined narrowly as "the cancellation or delay of loans or grants" according to Hufbauer, are only applied in a quarter of cases [1]. However, financial sanctions have some advantages over trade sanctions:

Для Цитирования:
Олег Владимирович Стулов, Возможности развития торгового и инвестиционного сотрудничества в ключевых секторах между Бразилией и Россией в условиях санкционного режима. Международная экономика. 2024;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: