В 2020 г. рынки демонстрируют как непрогнозируемые, так и предполагаемые тенденции развития. Не явился исключением и фармацевтический рынок. Объем оборота коммерческого рынка лекарственных препаратов за 2020 год сформировался в объеме 1 128 млрд. руб., что больше на 10,6% по сравнению с прошлым годом. Объем продаж парафармацевтики составил 279 млрд. руб. в 2020 году. В анализируемом периоде государственные закупки лекарственных препаратов достигли 634 млрд. руб. Прирост оборота «фармы-2020» в стоимостном выражении ожидаем, базисом увеличения стали безрецептурные препараты и лекарства отечественного производства. При этом в статистике упаковок снижение продаж наблюдалось и в коммерческом секторе лекарственных препаратов — на 2,3%, и в парафармацевтике — на 15,4%, и в госпитальных закупках — на 15,0%. По результатам анализа, наблюдается рост потребления дорогостоящих препаратов, а также перераспределение спроса в сегмент больших упаковок. Доля онлайн-продаж на фармацевтическом рынке за исследуемый 2020 год выросла с 5,5% в январе до 8,2% в декабре. Доля дорогостоящих препаратов в онлайн-сегменте выше, чем в оффлайне.
На сегодняшний день процесс коммуникаций с потенциальными потребителями во многом определяется предпочтениями целевой аудитории. В статье рассмотрен такой подход как теория поколений, призванный систематизировать потребительские предпочтения с помощью выделения поколений потребителей. Рассмотрены потребительские привычки представителей разных поколений. Дан ряд рекомендаций по привлечению потребителей, на основе выявленных предпочтений.
В статье представлен анализ воздействия городского транспорта на экологическую обстановку в мегаполисе. Предложен вариант модификации базы данных по результатам мониторинга уровня загрязнения атмосферы, почвенного покрова и водной поверхности. Интеграция данных позволит оценить эффективность применяемых в городе мер по снижению негативного воздействия городского транспорта и принятию оперативных управленческих решений.
Мобильность квалифицированных специалистов — тенденция современной экономики. Помимо утечки мозгов (brain drain) сформировалось понятие циркуляции мозгов (brain circulation), источником и составляющим элементом которого является экспорт образования и программы международной студенческой мобильности. На основе систематизации и анализа научных публикаций в международных наукометрических системах в статье выделены факторы, влияющие на решение студентов, участвующих в программах обучения за рубежом, остаться после обучения в принимающей стране или вернуться домой.
Статья посвящена изучению особенностей развития платформ как бизнес-моделей экономики совместного потребления. На основе эмпирических данных двух платформ Amazon и Airnbnb проведен сравнительный анализ и разработаны рекомендации по совершенствованию данных бизнес-моделей и их дальнейшему развитию. Автор выявил особенности и актуализировал важность развития маркетплейсов в развитии экономики совместного потребления.
Автомобиль по-прежнему занимает важное место в городской мобильности, обеспечивая комфорт, скорость и гибкость передвижения. Концепция «мобильности как услуги», получающая все большее развитие в современных мегаполисах, изменяет потребительскую ценность автомобиля, предлагает новые модели автомобильности на базе экономики распределенного пользования. В статье систематизируются основные понятия автомобильности и описываются современные модели «автомобильности как услуги».
В настоящее время на глобальном рынке промышленных товаров конкурируют не отдельные предприятия, а цепочки добавленной стоимости. В их рамках технологические и производственные взаимодействия, диверсификация рынков спроса, оптимизация бизнес-процессов содействуют резкому повышению конкурентоспособности предприятий. Существующие сегодня меры поддержки развития промышленности не подтверждают свою эффективность по результатам работы. Для совершенствования системы предлагаются следующие шаги: цепочки добавленной стоимости должны стать основным инструментом реализации промышленной политики государства, должны быть реализованы мероприятия по технологическому перевооружению на основе межотраслевого взаимодействия предприятий высокотехнологичных и средне-технологичных отраслей, и сформированы институты развития, альтернативные банковскому сектору. При реализации предлагаемых мер государственной поддержки формируются условия устойчивого развития обрабатывающей промышленности в России.
Динамика рынка легковых автомобилей в Российской Федерации в 2020 году ожидаемо носит синусоидальный характер с учетом падения продаж весной и проявления отложенного спроса летом и осенью. После периода глобальной самоизоляции и отмены карантинных мер продажи стали постепенно выравниваться на основе удовлетворения отложенного спроса, в том числе, благодаря мерам государственной поддержки. Но процесс восстановления идет очень неустойчиво. Драйвером роста постпандемийных показателей продаж, а также показателей эффективности коммерческой деятельности становится управление нематериальными ресурсами с учетом их наличия, возможности использования, юридической и технической защиты. Автомобильные компании разрабатывают новые стратегии развития на базе использования machine learning и artificial intelligence, что формирует особый пласт нематериальных ресурсов. Трансформация структуры нематериальных ресурсов становится очевидной и заслуживающей глубокого исследования.
Статья посвящена исследованию параметров пунктов сбора электронных бытовых отходов. Данные пункты служат для приема и хранения отходов электронных отходов, источником которых является население и являются неотъемлемой частью схемы логистической поддержки процесса утилизации электронных отходов. На основании опроса жителей города Ханоя во Вьетнаме и дополнительных документов с официальных сайтов организаций о текущей ситуации с образующимися электронными отходами в статье были определены такие параметры как потенциальный среднесуточный объем образования электронных бытовых отходов, а также необходимое количество и объем точек для приема и сбора мусора, а также время хранения мусора для достижения наименьших сопутствующих логистических затрат.