По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.76; 502.34 DOI:10.33920/VNE-03-2112-03

Экосистемный подход к развитию устойчивой транспортной мобильности в мегаполисе

Завьялов Дмитрий Вадимович доцент, заведующий кафедры предпринимательства и логистики, РЭУ им. Г. В. Плеханова
Завьялова Надежда Борисовна к.т. н., ведущий научный сотрудник лаборатории «SAP Next-Gen Lab Plekhanov», РЭУ им. Г. В. Плеханова
Сагинова Ольга Витальевна профессор Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, д.э.н., проф.

В статье представлен анализ воздействия городского транспорта на экологическую обстановку в мегаполисе. Предложен вариант модификации базы данных по результатам мониторинга уровня загрязнения атмосферы, почвенного покрова и водной поверхности. Интеграция данных позволит оценить эффективность применяемых в городе мер по снижению негативного воздействия городского транспорта и принятию оперативных управленческих решений.

Литература:

1. Кошелева Н.Е., Дорохова М.Ф., Кузьминская Н.Ю., Рыжов А.В., Касимов Н.С. Влияние автотранспорта на экологическое состояние почв в Западном административном округе Москвы // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2018. № 2. ‒ С.16–27.

2. Amato F., Pandolfi M., Moreno T. et al. Sources and variability of inhalable road dust particles in three European cities // Atmospheric Environment. 2011. Vol. 45, N 37. P. 6777–6787.

3. Lewandowska A., Szymańska D, Ecologisation of Polish cities in the light of selected parameters of sustainable development, Sustainable Cities and Society, Volume 64, 2021, 102538, ISSN 2210–6707, https://doi.org/10.1016/j.scs.2020.102538.

4. Dratva, J.; Phuleria, H. C.; Foraster, M.; Gaspoz, J. M.; Keidel, D.; Künzli, N.; Sally Liu, L.-J.; Pons, M.; Zemp, E.; Gerbase, M. W.; et al. Transportation noise and blood pressure in a populationbased sample of adults. Environ. Health Perspect. 2011, 120, 50–55. doi:10.1289/ ehp.1103448.

5. Recio, A.; Linares, C.; Banegas, J. R.; Díaz, J. Road traffic noise effects on cardiovascular, respiratory, and metabolic health: An integrative model of biological mechanisms. Environ. Res. 2016, 146, 359–370. doi:10.1016/j.envres.2015.12.036.

6. Васильев В.А., Ксенофонтова В.К. Шум автомобильного транспорта // Noise Theory and Practice. 2020. № 1 (19). С.66–76.

7. A report by The Economist Intelligence Unit URL: https://www.eiu.com/n/campaigns/the-global-liveability-index-2021-download-success (Дата обращения 01/09/2021).

8. Индекс экологической эффективности (yale.edu) URL: https://epi.yale.ed (Дата обращения 01/09/2021).

9. Мониторинг развития велотранспортной инфраструктуры мегаполиса Коллективная монография / Завьялов Д.В., Сагинова О.В., Завьялова Н.Б., Киреева Н.С., и др. / Под редакцией Д.В. Завьялова, О.В. Сагиновой. Москва, 2019. ‒М.: ИнфраМ,2019. ‒212 с. Сер. Научная мысль. URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41231600

10. Экологическая доктрина города Москвы (с изменениями на 25 октября 2011 года) [Электронный ресурс] URL: https://docs.cntd.ru/document/3661510 (дата обращения 1.04.2021 г.)

11. Васильев В.А., Ксенофонтова В.К. Шум автомобильного транспорта // Noise Theory and Practice. 2020. № 1 (19). С.66–76.

12. Доклад о состоянии окружающей среды в Москве в 2020 г. Правительство Москвы. Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы URL: http://www.dpioos.ru/eco/ru/report_result/o_462008 (Дата обращения 24.09.2021).

1. Kosheleva N. E., Dorokhova M. F., Kuzminskaia N. Iu., Ryzhov A.V., Kasimov N. S. Vliianie avtotransporta na ekologicheskoe sostoianie pochv v Zapadnom administrativnom okruge Moskvy [Influence of vehicles on the ecological state of soils in the Western Administrative District of Moscow] // Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Bulletin]. Series 5. Geography. 2018. No. 2. — P. 16–27. (In Russ.)

2. Amato F., Pandolfi M., Moreno T. et al. Sources and variability of inhalable road dust particles in three European cities // Atmospheric Environment. 2011. Vol. 45, N 37. P. 6777–6787.

3. Lewandowska A., Szymańska D, Ecologisation of Polish cities in the light of selected parameters of sustainable development, Sustainable Cities and Society, Volume 64, 2021, 102538, ISSN 2210–6707, https://doi.org/10.1016/j.scs.2020.102538.

4. Dratva, J.; Phuleria, H. C.; Foraster, M.; Gaspoz, J. M.; Keidel, D.; Künzli, N.; Sally Liu, L.-J.; Pons, M.; Zemp, E.; Gerbase, M. W.; et al. Transportation noise and blood pressure in a population-based sample of adults. Environ. Health Perspect. 2011, 120, 50–55. doi:10.1289/ ehp.1103448.

5. Recio, A.; Linares, C.; Banegas, J. R.; Díaz, J. Road traffic noise effects on cardiovascular, respiratory, and metabolic health: An integrative model of biological mechanisms. Environ. Res. 2016, 146, 359–370. doi:10.1016/j.envres.2015.12.036.

6. Vasiliev V.A., Ksenofontova V.K. Shum avtomobilnogo transporta [Noise of road transport] // Noise Theory and Practice. 2020. No. 1 (19). P. 66–76. (In Russ.)

7. A report by The Economist Intelligence Unit URL: https://www.eiu.com/n/campaigns/the-global-liveability-index-2021-download-success (Date of access 01/09/2021).

8. Environmental Performance Index (yale.edu) URL: https: //epi.yale.ed (Date of access 01/09/2021). (In Russ.)

9. Monitoring razvitiia velotransportnoi infrastruktury megapolisa [Monitoring of the development of the cycling infrastructure of a megapolis] Collective monograph / Zavialov D.V., Saginova O.V., Zavialova N.B., Kireeva N. S., et al. / Edited by D.V. Zavyalov, O.V. Saginova. Moscow, 2019. ‒ M.: Infram, 2019. ‒ 212 p. Ser. Scientific thought. URL: https: //www.elibrary.ru/item.asp? Id = 41231600 (In Russ.)

10. Ekologicheskaia doktrina goroda Moskvy (s izmeneniiami na 25 oktiabria 2011 goda) [Ecological doctrine of the city of Moscow (as amended on October 25, 2011)] [Electronic resource] URL: https://docs.cntd.ru/document/3661510 (date of access 1.04.2021) (In Russ.)

11. Vasiliev V.A., Ksenofontova V.K. Shum avtomobilnogo transporta [Noise of road transport] // Noise Theory and Practice. 2020. No. 1 (19). P. 66–76. (In Russ.)

12. Doklad o sostoianii okruzhaiushchei sredy v Moskve v 2020 g. Pravitelstvo Moskvy [Report on the state of the environment in Moscow in 2020 Moscow Government]. Department of Natural Resources and Environmental Protection of Moscow URL: http://www.dpioos.ru/eco/ru/report_result/o_462008 (Date of access 09.24.2021). (In Russ.)

Устойчивая транспортная мобильность в мегаполисе ‒ основное условие его развития. Однако растущая численность населения городов, увеличение транзитных пассажиров, высокая плотность потоков автомобилей, перемещающихся к центрам притяжения в мегаполисах и местам работы и обратно, существенно усложняет решение задачи сбалансированного развития транспортной системы, нанося непоправимый вред экологии города и здоровью населения. По состоянию на начало 2021 года автомобильный парк города Москвы1 составил около 4,5 миллионов единиц, из которых 90,2 % легковые автомобили, 8,7 % грузовые, 1,0 % автобусы. В числе наиболее значимых факторов негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду, выделяют: (1) загрязнение атмосферы, почвенного покрова и воды выхлопными газами, содержащими оксиды углерода (II) СО и (IV) СО2; оксиды азота NOx, оксиды серы SOx, углеводороды CxHy, взвешенные частицы [1,2]; (2) функционирование объектов транспортной инфраструктуры (заправочных станций, ремонтных мастерских и др.) [3], (3) шумовые факторы [4,5], вибрационные и электромагнитные воздействия подвижного состава метрополитена и городских железных дорог [6], что в конечном итоге негативно сказывается на здоровье людей в городах.

Международное сообщество прилагает значительные усилия, препятствуя развитию негативных процессов загрязнения городов, контролируя ситуацию по множеству критериев. Economist Intelligence Unit (EIU) вычисляет Глобальный индекс пригодности для жизни определяет наиболее благоприятные для жизни города по всему миру по [7], присваивая рейтинг относительного комфорта по 30 качественным и количественным показателям в пяти категориях: стабильность, здравоохранение, культура и окружающая среда, образование и инфраструктура. Индекс экологической эффективности (Environmental Performance Index), предлагаемый Центром экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy) [8], измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами по 32 показателям в 11 категориях вопросов. Эти показатели позволяют на национальном уровне оценить соответствие стран установленным целям экологической политики. Однако уровень неблагоприятного влияния транспортной системы на экологию мегаполисов и здоровье людей в мегаполисах остается достаточно высоким и требует дополнительных мер для обеспечения безопасности городского населения.

Для Цитирования:
Завьялов Дмитрий Вадимович, Завьялова Надежда Борисовна, Сагинова Ольга Витальевна, Экосистемный подход к развитию устойчивой транспортной мобильности в мегаполисе. Лизинг. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: