Устойчивая транспортная мобильность в мегаполисе ‒ основное условие его развития. Однако растущая численность населения городов, увеличение транзитных пассажиров, высокая плотность потоков автомобилей, перемещающихся к центрам притяжения в мегаполисах и местам работы и обратно, существенно усложняет решение задачи сбалансированного развития транспортной системы, нанося непоправимый вред экологии города и здоровью населения. По состоянию на начало 2021 года автомобильный парк города Москвы1 составил около 4,5 миллионов единиц, из которых 90,2 % легковые автомобили, 8,7 % грузовые, 1,0 % автобусы. В числе наиболее значимых факторов негативного воздействия транспортной системы на окружающую среду, выделяют: (1) загрязнение атмосферы, почвенного покрова и воды выхлопными газами, содержащими оксиды углерода (II) СО и (IV) СО2; оксиды азота NOx, оксиды серы SOx, углеводороды CxHy, взвешенные частицы [1,2]; (2) функционирование объектов транспортной инфраструктуры (заправочных станций, ремонтных мастерских и др.) [3], (3) шумовые факторы [4,5], вибрационные и электромагнитные воздействия подвижного состава метрополитена и городских железных дорог [6], что в конечном итоге негативно сказывается на здоровье людей в городах.
Международное сообщество прилагает значительные усилия, препятствуя развитию негативных процессов загрязнения городов, контролируя ситуацию по множеству критериев. Economist Intelligence Unit (EIU) вычисляет Глобальный индекс пригодности для жизни определяет наиболее благоприятные для жизни города по всему миру по [7], присваивая рейтинг относительного комфорта по 30 качественным и количественным показателям в пяти категориях: стабильность, здравоохранение, культура и окружающая среда, образование и инфраструктура. Индекс экологической эффективности (Environmental Performance Index), предлагаемый Центром экологической политики и права при Йельском университете (Yale Center for Environmental Law and Policy) [8], измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами по 32 показателям в 11 категориях вопросов. Эти показатели позволяют на национальном уровне оценить соответствие стран установленным целям экологической политики. Однако уровень неблагоприятного влияния транспортной системы на экологию мегаполисов и здоровье людей в мегаполисах остается достаточно высоким и требует дополнительных мер для обеспечения безопасности городского населения.