Понятие автомобильности сформировалось на стыке нескольких научных областей: социологии, где оно является продолжением и развитием дискурса о социальной мобильности и ее механизмах; технических наук и экономики транспорта, исследующих вопросы мобильности населения и перевозки грузов различными видами транспорта; психологии и культурологии, изучающих автомобиль как объект культуры и средство самовыражения; маркетинга, где автомобиль является объектом потребления; городского планирования и градостроительства, где автомобиль и автомобилизация рассматриваются в свете современных концепций организации городского пространства [3]. В современной городской среде автомобили по-прежнему занимают важное место для обеспечения индивидуальной мобильности, но концепция автомобильности трансформируется, выдвигая на первое место не физический продукт — автомобиль, а услугу мобильности, которую он обеспечивает. Далее в статье рассматривается эта трансформация.
Автомобильностью называют преобладающее использование личных транспортных средств на бензиновом двигателе преимущественно одним пользователем. Господство системы автомобильности [18] обеспечивается за счет того, что автомобиль представляет собой результат промышленного производства, оказавший и все еще оказывающий влияние на многие отрасли через технологии и модели управления, впервые опробованные именно автопроизводителями. Автомобиль является важнейшим объектом индивидуального потребления, который обеспечивает своему владельцу/пользователю социальный статус через знаковые ценности (скорость, безопасность, карьерный успех, свобода, мужественность) [14]. Вокруг автомобиля образовалась культура, в рамках которой формируются литературные и художественные образы и символы [7,9,16].
Систематизацию отношений человека к автомобилю можно провести, используя методологию фрейм-анализа [4], позволяющую выстроить схему современных моделей и способов использования автомобиля. Для понимания автомобильности выделяют 8 фреймов [10], сгруппированных в 4 пары: