По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338 DOI:10.33920/VNE-03-2112-06

Автомобильность и ее перспективы развития в современном городе

Сагинов Юрий Леонидович доцент Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, к.э.н.

Автомобиль по-прежнему занимает важное место в городской мобильности, обеспечивая комфорт, скорость и гибкость передвижения. Концепция «мобильности как услуги», получающая все большее развитие в современных мегаполисах, изменяет потребительскую ценность автомобиля, предлагает новые модели автомобильности на базе экономики распределенного пользования. В статье систематизируются основные понятия автомобильности и описываются современные модели «автомобильности как услуги».

Литература:

1. Ваксман С.А. О соотношении понятий «мобильность» и «подвижность» в исследовании транспортных систем городов // Материалы Х международной (13-й екатеринбургской) науч.-практич. конф. 14–15 июня 2004 года [электронный ресурс]. URL: http://www.waksman.ru/Russian/Systems/Systems.html, (Дата обращения: 18.08.2021)

2. Исаханян А. З. Автомобильная культура в контексте современных концепций пространства // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2016. № 4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomobilnaya-kultura-v-kontekste-sovremennyh-kontseptsiy-prostranstva (дата обращения: 30.04.2021).

3. Кононенко, Р.В. Автомобилизация российского общества: социокультурные аспекты, Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук, 2010, Саратов

4. Мазилов В.А., Янчук В.А. Методологические проблемы исследования культурного фрейминга. // Ярославский педагогический вестник. № 3. Том № 1. 2013; Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. Институт социологии РАН, 2004

5. Мулеев Е.Ю. «Транспортное поведение», «Подвижность» и «Мобильность»: к вопросу о концептуализации терминов // Социологический журнал. 2015. № 3. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/transportnoe-povedenie-podvizhnost-i-mobilnost-k-voprosu-o-kontseptualizatsii-terminov (дата обращения: 30.04.2021).

6. Трубина Е. Г. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011. — 520 с Bachmair, B. (1991) ‘From the Motor-car to Television: Cultural-historical Arguments on the Meaning of Mobility for Communication’, Media, Culture & Society 13: 521–33.

7. Balkmar, D.; Mellström, U. Masculinity and Autonomous Vehicles. Transfers 2018, 8, 44–63

8. Eyerman, R. and O. Löfgren (1995) ‘Romancing the Road: Road Movies and Images of Mobility’, Theory, Culture & Society 12 (1): 53–79.

9. Sovacool Benjamin K. Axsen, Jonn, Functional, symbolic and societal frames for automobility: Implications for sustainability transitions, Transportation Research Part A: Policy and Practice, Volume 118, 2018, Pages 730–746, ISSN 0965–8564, https://doi. org/10.1016/j.tra.2018.10.008

10. Gendered Mobilities; Uteng, T. P.; Cresswell, T. (Eds.) Ashgate: Hampshire, UK, 2008

11. Girasek, D. C., Taylor, B., 2010. An exploratory study of the relationship between socioeconomic status and motor vehicle safety features. Traffic Injury Prevention, 11 (2), 151–155

12. Kawgan-Kagan, I., 2015. Early adopters of carsharing with and without BEVs with respect to gender preferences. European Transport Research Review, 7–33

13. Miller, D. (ed.) (2001) Car Cultures. Routledge ISBN 9781859734070

14. Sheller, Mimi, Urry, John, 2006. The new mobilities paradigm. Environment and Planning A: Economy and Space 38, 207–226

15. Steg, L., 2005. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 39 (2–3), 147–162

16. Telemaque, J.H. R., Madueke, C.D. Z., 2015. Cell Phoning and texting while driving. SAGE Open 5 (3)

17. Urry J. (2004) The system of automobility, October 2004, Theory Culture & Society 21 (45):25–39 DOI: 10.1177/0263276404046059

1. Vaksman S.A. O sootnoshenii poniatii «mobilnost» i «podvizhnost» v issledovanii transportnykh sistem gorodov [On the relationship between the concepts of «mobility» and «movability» in the study of transport systems of cities] // Materials of the X international (13th Yekaterinburg) scientific and practical conf. June 14–15, 2004 [electronic resource]. URL: http://www.waksman.ru/Russian/Systems/Systems.html, (Date of access: 18.08.2021) (In Russ.)

2. Isakhanian A.Z. Avtomobilnaia kultura v kontekste sovremennykh kontseptsii prostranstva [Automotive culture in the context of modern concepts of space] // Vestn. Tom. gos. un-ta. Filosofiia. Sotsiologiia. Politologiia [Bulletin of the Tomsk State University. Philosophy. Sociology. Political science]. 2016. № 4 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomobilnaya-kultura-v-kontekste-sovremennyh-kontseptsiy-prostranstva (date of access: 30.04.2021). (In Russ.)

3. Kononenko R.V. Avtomobilizatsiia rossiiskogo obshchestva: sotsiokulturnye aspekty [Motorization of Russian society: socio-cultural aspects]. Abstract of the thesis for the degree of PhD Candidate in Sociology, 2010, Saratov. (In Russ.)

4. Mazilov V.A., Ianchuk V.A. Metodologicheskie problemy issledovaniia kulturnogo freiminga [Methodological problems of the study of cultural framing]. // Iaroslavskii pedagogicheskii vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. No. 3. Volume number 1. 2013. (In Russ.)

5. Gofman I. Analiz freimov. Esse ob organizatsii povsednevnogo opyta [Analysis of frames. An essay on organizing everyday experiences]. Institute of Sociology, RAS, 2004. (In Russ.)

6. Muleev E. Iu. «Transportnoe povedenie», «Podvizhnost» i «Mobilnost»: k voprosu o kontseptualizatsii terminov [«Transport behavior», «Mobility» and «Movability»: on the issue of conceptualization of terms] // Sotsiologicheskii zhurnal [Sociological journal]. 2015. No.

3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transportnoe-povedenie-podvizhnost-i-mobilnost-k-voprosu-o-kontseptualizatsii-terminov (date of access: 30.04.2021). (In Russ.)

7. Trubina E.G. Gorod v teorii: opyty osmysleniia prostranstva [The city in theory: experiments on the comprehension of space]. M.: New literary review, 2011. — 520 p. (In Russ.)

8. Bachmair, B. (1991) ‘From the Motor-car to Television: Cultural-historical Arguments on the Meaning of Mobility for Communication’, Media, Culture & Society 13: 521–33.

9. Balkmar, D.; Mellström, U. Masculinity and Autonomous Vehicles. Transfers 2018, 8, 44–63

10. Eyerman, R. and O. Löfgren (1995) ‘Romancing the Road: Road Movies and Images of Mobility’, Theory, Culture & Society 12 (1): 53–79.

11. Sovacool Benjamin K. Axsen, Jonn, Functional, symbolic and societal frames for automobility: Implications for sustainability transitions, Transportation Research Part A: Policy and Practice, Volume 118, 2018, Pages 730–746, ISSN 0965–8564, https://doi.org/10.1016/j. tra.2018.10.008

12. Gendered Mobilities; Uteng, T. P.; Cresswell, T. (Eds.) Ashgate: Hampshire, UK, 2008

13. Girasek, D. C., Taylor, B., 2010. An exploratory study of the relationship between socioeconomic status and motor vehicle safety features. Traffic Injury Prevention, 11 (2), 151–155

14. Kawgan-Kagan, I., 2015. Early adopters of carsharing with and without BEVs with respect to gender preferences. European Transport Research Review, 7–33

15. Miller, D. (ed.) (2001) Car Cultures. Routledge ISBN 9781859734070

16. Sheller, Mimi, Urry, John, 2006. The new mobilities paradigm. Environment and Planning A: Economy and Space 38, 207–226

17. Steg, L., 2005. Car use: lust and must. Instrumental, symbolic and affective motives for car use. Transportation Research Part A: Policy and Practice, 39 (2–3), 147–162

18. Telemaque, J.H. R., Madueke, C.D. Z., 2015. Cell Phoning and texting while driving. SAGE Open 5 (3)

19. Urry J. (2004) The system of automobility, October 2004, Theory Culture & Society 21 (45):25–39 DOI: 10.1177/0263276404046059

Понятие автомобильности сформировалось на стыке нескольких научных областей: социологии, где оно является продолжением и развитием дискурса о социальной мобильности и ее механизмах; технических наук и экономики транспорта, исследующих вопросы мобильности населения и перевозки грузов различными видами транспорта; психологии и культурологии, изучающих автомобиль как объект культуры и средство самовыражения; маркетинга, где автомобиль является объектом потребления; городского планирования и градостроительства, где автомобиль и автомобилизация рассматриваются в свете современных концепций организации городского пространства [3]. В современной городской среде автомобили по-прежнему занимают важное место для обеспечения индивидуальной мобильности, но концепция автомобильности трансформируется, выдвигая на первое место не физический продукт — автомобиль, а услугу мобильности, которую он обеспечивает. Далее в статье рассматривается эта трансформация.

Автомобильностью называют преобладающее использование личных транспортных средств на бензиновом двигателе преимущественно одним пользователем. Господство системы автомобильности [18] обеспечивается за счет того, что автомобиль представляет собой результат промышленного производства, оказавший и все еще оказывающий влияние на многие отрасли через технологии и модели управления, впервые опробованные именно автопроизводителями. Автомобиль является важнейшим объектом индивидуального потребления, который обеспечивает своему владельцу/пользователю социальный статус через знаковые ценности (скорость, безопасность, карьерный успех, свобода, мужественность) [14]. Вокруг автомобиля образовалась культура, в рамках которой формируются литературные и художественные образы и символы [7,9,16].

Систематизацию отношений человека к автомобилю можно провести, используя методологию фрейм-анализа [4], позволяющую выстроить схему современных моделей и способов использования автомобиля. Для понимания автомобильности выделяют 8 фреймов [10], сгруппированных в 4 пары:

Для Цитирования:
Сагинов Юрий Леонидович, Автомобильность и ее перспективы развития в современном городе. Лизинг. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: