Экспорт образования, особенно на уровне высшего и послевузовского образования выполняет стратегические государственные задачи: способствует росту внешних финансовых поступлений в экономику, восполняет дефицит квалифицированных кадров на рынке труда и формирует положительный имидж страны [1]. Количественные показатели привлечения иностранных студентов на учёбу в Россию, установленные в Федеральном проекте «Экспорт образования» — двойное увеличение к 2024 году числа иностранных студентов в российских вузах — стимулируют специальные программы маркетинговых коммуникаций, расширение стипендиальных межгосударственных программы и т. п.1
По данным Организации экономического сотрудничества лидерами по экспорту образования являются США, Великобритания, Австралия, Россия, Германия, Франция и Канада/ В США иностранные студенты занимают почти четверть от общего числа обучающихся по разным уровням высшего образования2.
Научная литература по вопросам экспорта образования обширна и разнообразна, в научных публикациях рассматриваются правовые и организационные вопросы экспорта о образования [8], технологии привлечения иностранных студентов в вузы [9], особенности экспорта в конкретные страны и регионы [3,4,10].
Вопросы, касающиеся карьерных решений, которые студенты, участвующие в международных обменах и прошедшие обучение в зарубежных странах, принимают после завершения обучения изучены не столь подробно. А ведь мобильность и миграция высококвалифицированных специалистов — важный компонент глобализации, оказывающий влияние на распространение инновации [19].
Учитывая, что международная студенческая мобильность, по оценкам специалистов достигнет 8 миллионов студентов в год к 2025 году, университеты и международные компании стремятся сформировать международные сети знаний, во многом ориентируясь на специалистов в разных странах мира [19]. Эти сети знаний являются частью того, что получило название глобальной «циркуляции мозгов» (brain circulation), когда знания передаются из стран, принимающих студентов на обучение (страны экспортеры образования), в страны, отправляющие своих студентов учиться за рубеж (страны импортеры образования) [17,21]. Квалифицированные специалисты, завершившие обучение за рубежом и либо вернувшиеся в свою страну для продолжения профессиональной карьеры, либо трудоустроенные в той же зарубежной стране, где они учились, создают социальные и экономические связи между странами [21]. Для понимания преимуществ и угроз циркуляции мозгов необходимо выявить факторы, влияющие на миграцию высококвалифицированных специалистов. Миграционные намерения иностранных студентов после окончания учебы имеют последствия для университетов, федеральной миграционной политики и развития рынка труда.