По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.5; 338.465 DOI:10.33920/VNE-03-2112-04

Факторы, влияющие на миграцию квалифицированных специалистов в рамках экспорта образования

Сагинов Виталий Леонидович Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, ведущий специалист управления международной деятельности
Рунова Надежда Юрьевна Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, ассистент кафедры предпринимательства и логистики

Мобильность квалифицированных специалистов — тенденция современной экономики. Помимо утечки мозгов (brain drain) сформировалось понятие циркуляции мозгов (brain circulation), источником и составляющим элементом которого является экспорт образования и программы международной студенческой мобильности. На основе систематизации и анализа научных публикаций в международных наукометрических системах в статье выделены факторы, влияющие на решение студентов, участвующих в программах обучения за рубежом, остаться после обучения в принимающей стране или вернуться домой.

Литература:

1. Аверьянов А.О., Гуртов В.А., Семенов Д.Н., Круглов В.И. Развитие экспорта российского образования: ориентация на потребность национальных рынков труда // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-9-21

2. Аржанова И.В., Дыдзинская Д.В., Мусина Е.А., Селезнев П.С. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 8–9. С. 9–20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20

3. Донецкая С.С., Ли М. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 153–168. DOI: https://doi.org /10.31992/0869-3617-2020-6-153-168

4. Иванов С.Г., Черноус Т.Ф. Формирование общего образовательного пространства Российской Федерации, Кыргызской Республики и Республики Казахстан // Человек и образование. 2013. № 2 (35). С. 18–25]

5. Лихачев А.Е. Экспортный потенциал России в инновационных сегментах мирового рынка // Российский внешнеэкономический вестник. 2017. № 10. С. 3–22. URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/f002e8e7c/$file/3–22.pdf (дата обращения: 08.03.2021).

6. Меликян А.В. Институциональные факторы, влияющие на результаты экспортной деятельности российских вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2017;21 (6):68–80. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.076 Спартак А. Н.

7. Немчинова Т.С., Музалев А.А. Экспорт образования как инструмент интеграции стран-участников Евразийского экономического союза // Евразийский юридический журнал. 2016. № 1 (92). С. 52–57.

8. Организационно-правовые и практические механизмы обеспечения академической мобильности и расширения экспорта образовательных услуг / Г.Ф. Ткач, В.М. Филиппов. М.: Российский университет дружбы народов, 2014. 285 с. 6.

9. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство / Е.В. Вашурина, О.А. Вершинина, Ч.Ф. Газиева, Я.Ш. Евдокимова, А.А. Крылов, С.А. Мухамедиева, О.В. Павлова, Ф.А. Хайдаров. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2016. 234 с.

10. Юн С.М. Образование как сфера сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза: проблемы и перспективы // Вестник Томского гос. ун-та. История. 2017. № 50. С. 89–92. DOI: 10.17223/19988613/50/13

11. Altbach, P. G., 2004. Higher education crosses borders. Change 36 (2), 18–24.

12. Baruch, Y., Budhwar, P. S., Khatri, N., 2007. Brain drain: inclination to stay abroad after studies. J. World Bus. 42 (1), 99–112. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2006.11.004. Beine, M., Noël, R., Ragot, L., 2014. Determinants of the international mobility of students. Econ. Educ. Rev. 41, 40–54.

13. Cantwell, B., Luca, S. G., Lee, J. J., 2009. Exploring the orientations of international students in Mexico: differences by region of origin. High. Educ. 57 (3), 335–354. https:// doi.org/10.1007/ s10734-008-9149-x.

14. Chankseliani Maia, The politics of student mobility: Links between outbound student flows and the democratic development of post-Soviet Eurasia, International Journal of Educational Development, Volume 62, 2018, Pages 281–288, ISSN 0738–0593, https://doi.org/10.1016/j. ijedudev.2018.07.006.

15. Gesing Peggy, Chris Glass, STEM student mobility intentions post-graduation and the role of reverse push-pull factors, International Journal of Educational Development, Volume 65, 2019, Pages 227–236, ISSN 0738–0593, https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.08.008.

16. Lee, J. J., 2008. Beyond borders: international student pathways to the United States. J. Stud.Int. Educ. 12 (3), 308–327. https://doi.org/10.1177/1028315307299418.

17. Lee, J. J., Kim, D., 2010. Brain gain or brain circulation? U. S. doctoral recipients returning to South Korea. High. Educ. 59 (5), 627–643. https://doi.org/10.1007/s10734-009-9270-5.

18. Li, M., Bray, M., 2007. Cross-border flows of students for higher education: push-pull factors and motivations of Mainland Chinese students in Hong Kong and Macau. High. Educ. 53 (6), 791–818. https://doi.org/10.1007/s10734-005-5423-3.

19. OECD, 2016. International Mobility of the Highly Skilled OECD Science, Technology and Innovation Outlook 2016. OECD Publishing, Paris.

20. Sá, C. M., Sabzalieva, E., 2018. The politics of thе great brain race: public policy and international student recruitment in Australia, Canada, England and the USA. High. Educ. 75 (2), 231–253. https://doi-. https://doi.org/org.proxy.lib.odu.edu/10.1007/s10734-017-0133-1.

21. Saxenian, A., 2005. From brain drain to brain circulation: transnational communities and regional upgrading in India and China. Stud. Comp.Int. Dev. 40 (2), 35–61.

22. Wei, H., 2012. An empirical study on the determinants of international student mobility: a global perspective. High. Educ. 66 (1), 105–122. https://doi.org/10.1007/s10734-012-9593-5.

1. Averianov A.O., Gurtov V.A., Semenov D.N., Kruglov V.I. Razvitie eksporta rossiiskogo obrazovaniia: orientatsiia na potrebnost natsionalnykh rynkov truda [Development of the export of Russian education: focusing on the needs of national labor markets] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2021. Vol. 30. No. 4. P. 9–21. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-4-9-21 (In Russ.)

2. Arzhanova I.V., Dydzinskaia D.V., Musina E.A., Seleznev P.S. Obuchenie inostrannykh grazhdan v opornykh vuzakh Rossiiskoi Federatsii v interesakh ispolzovaniia «miagkoi sily» [Education of foreign citizens in flagship universities of the Russian Federation in the interests of using «soft power»] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2019. Vol. 28. No. 8–9. P. 9–20. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2019-28-8-9-9-20 (In Russ.)

3. Donetskaia S.S., Li M. Kitaiskie studenty za rubezhom: dinamika chislennosti i tseli vyezda [Chinese students abroad: dynamics of the number and goals of departure] // Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. 2020. Vol. 29. No. 6. P. 153–168. DOI: https: // doi.org/10.31992/0869-3617-2020-6-153-168 (In Russ.)

4. Ivanov S.G., Chernous T.F. Formirovanie obshchego obrazovatelnogo prostranstva Rossiiskoi Federatsii, Kyrgyzskoi Respubliki i Respubliki Kazakhstan [Formation of a common educational space of the Russian Federation, the Kyrgyz Republic and the Republic of Kazakhstan] // Chelovek i obrazovanie [Man and Education]. 2013. No. 2 (35). P. 18–25. (In Russ.)

5. Likhachev A.E. Eksportnyi potentsial Rossii v innovatsionnykh segmentakh mirovogo rynka [Export potential of Russia in innovative segments of the world market] // Rossiiskii vneshneekonomicheskii vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin]. 2017. № 10. P. 3–22. URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/f002e8e7c/$file/3–22. pdf (date of access: 08.03.2021). (In Russ.)

6. Melikian A.V. Institutsionalnye faktory, vliiaiushchie na rezultaty eksportnoi deiatelnosti rossiiskikh vuzov [Institutional factors affecting the export performance of Russian higher educational institutions]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz [University Management: Practice and Analysis]. 2017; 21 (6): 68–80. https://doi.org/10.15826/ umpa.2017.06.076 Spartak A.N., (In Russ.)

7. Nemchinova T.S., Muzalev A.A. Eksport obrazovaniia kak instrument integratsii stranuchastnikov Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza [Export of education as a tool for the integration of member countries of the Eurasian Economic Union] // Evraziiskii iuridicheskii zhurnal [Eurasian Law Journal]. 2016. № 1 (92). P. 52–57. (In Russ.)

8. Organizatsionno-pravovye i prakticheskie mekhanizmy obespecheniia akademicheskoi mobilnosti i rasshireniia eksporta obrazovatelnykh uslug [Organizational, legal and practical mechanisms for ensuring academic mobility and expanding the export of educational services] / G.F. Tkach, V.M. Filippov. M.: Peoples’ Friendship University of Russia, 2014. 285 p. (In Russ.)

9. Privlechenie inostrannykh studentov v rossiiskie universitety. Prakticheskoe rukovodstvo [Attracting foreign students to Russian universities. Practical guidance] / E.V. Vashurina, O.A. Vershinina, Ch.F. Gazieva, Ia.Sh. Evdokimova, A.A. Krylov, S.A. Mukhamedieva, O.V. Pavlova, F.A. Khaidarov. Yekaterinburg: Publishing house of the Ural University, 2016. 234 p. (In Russ.)

10. Iun S.M. Obrazovanie kak sfera sotrudnichestva v ramkakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza: problemy i perspektivy [Education as a sphere of cooperation within the framework of the Eurasian Economic Union: problems and prospects] // Vestnik Tomskogo gos. unta. Istoriia [Bulletin of the Tomsk State University. History]. 2017. No. 50, pp. 89–92. DOI: 10.17223/19988613/50/13 (In Russ.)

11. Altbach, P. G., 2004. Higher education crosses borders. Change 36 (2), 18–24.

12. Baruch, Y., Budhwar, P. S., Khatri, N., 2007. Brain drain: inclination to stay abroad after studies. J. World Bus. 42 (1), 99–112. https://doi.org/10.1016/j.jwb.2006.11.004. Beine, M., Noël, R., Ragot, L., 2014. Determinants of the international mobility of students. Econ. Educ. Rev. 41, 40–54.

13. Cantwell, B., Luca, S. G., Lee, J. J., 2009. Exploring the orientations of international stu- dents in Mexico: differences by region of origin. High. Educ. 57 (3), 335–354. https:// doi.org/10.1007/ s10734-008-9149-x.

14. Chankseliani Maia, The politics of student mobility: Links between outbound student flows and the democratic development of post-Soviet Eurasia, International Journal of Educational Development, Volume 62, 2018, Pages 281–288, ISSN 0738–0593, https://doi.org/10.1016/j. ijedudev.2018.07.006.

15. Gesing Peggy, Chris Glass, STEM student mobility intentions post-graduation and the role of reverse push-pull factors, International Journal of Educational Development, Volume 65, 2019, Pages 227–236, ISSN 0738–0593, https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2018.08.008.

16. Lee, J. J., 2008. Beyond borders: international student pathways to the United States. J. Stud.Int. Educ. 12 (3), 308–327. https://doi.org/10.1177/1028315307299418.

17. Lee, J. J., Kim, D., 2010. Brain gain or brain circulation? U. S. doctoral recipients returning to South Korea. High. Educ. 59 (5), 627–643. https://doi.org/10.1007/s10734-009-9270-5.

18. Li, M., Bray, M., 2007. Cross-border flows of students for higher education: push-pull factors and motivations of Mainland Chinese students in Hong Kong and Macau. High. Educ. 53 (6), 791–818. https://doi.org/10.1007/s10734-005-5423-3.

19. OECD, 2016. International Mobility of the Highly Skilled OECD Science, Technology and Innovation Outlook 2016. OECD Publishing, Paris.

20. Sá, C. M., Sabzalieva, E., 2018. The politics of thе great brain race: public policy and international student recruitment in Australia, Canada, England and the USA. High. Educ. 75 (2), 231–253. https://doi-. https://doi.org/org.proxy.lib.odu.edu/10. 1007/s10734-017-0133-1.

21. Saxenian, A., 2005. From brain drain to brain circulation: transnational communities and regional upgrading in India and China. Stud. Comp.Int. Dev. 40 (2), 35–61.

22. Wei, H., 2012. An empirical study on the determinants of international student mobility: a global perspective. High. Educ. 66 (1), 105–122. https://doi.org/10.1007/s10734-012-9593-5.

Экспорт образования, особенно на уровне высшего и послевузовского образования выполняет стратегические государственные задачи: способствует росту внешних финансовых поступлений в экономику, восполняет дефицит квалифицированных кадров на рынке труда и формирует положительный имидж страны [1]. Количественные показатели привлечения иностранных студентов на учёбу в Россию, установленные в Федеральном проекте «Экспорт образования» — двойное увеличение к 2024 году числа иностранных студентов в российских вузах — стимулируют специальные программы маркетинговых коммуникаций, расширение стипендиальных межгосударственных программы и т. п.1

По данным Организации экономического сотрудничества лидерами по экспорту образования являются США, Великобритания, Австралия, Россия, Германия, Франция и Канада/ В США иностранные студенты занимают почти четверть от общего числа обучающихся по разным уровням высшего образования2.

Научная литература по вопросам экспорта образования обширна и разнообразна, в научных публикациях рассматриваются правовые и организационные вопросы экспорта о образования [8], технологии привлечения иностранных студентов в вузы [9], особенности экспорта в конкретные страны и регионы [3,4,10].

Вопросы, касающиеся карьерных решений, которые студенты, участвующие в международных обменах и прошедшие обучение в зарубежных странах, принимают после завершения обучения изучены не столь подробно. А ведь мобильность и миграция высококвалифицированных специалистов — важный компонент глобализации, оказывающий влияние на распространение инновации [19].

Учитывая, что международная студенческая мобильность, по оценкам специалистов достигнет 8 миллионов студентов в год к 2025 году, университеты и международные компании стремятся сформировать международные сети знаний, во многом ориентируясь на специалистов в разных странах мира [19]. Эти сети знаний являются частью того, что получило название глобальной «циркуляции мозгов» (brain circulation), когда знания передаются из стран, принимающих студентов на обучение (страны экспортеры образования), в страны, отправляющие своих студентов учиться за рубеж (страны импортеры образования) [17,21]. Квалифицированные специалисты, завершившие обучение за рубежом и либо вернувшиеся в свою страну для продолжения профессиональной карьеры, либо трудоустроенные в той же зарубежной стране, где они учились, создают социальные и экономические связи между странами [21]. Для понимания преимуществ и угроз циркуляции мозгов необходимо выявить факторы, влияющие на миграцию высококвалифицированных специалистов. Миграционные намерения иностранных студентов после окончания учебы имеют последствия для университетов, федеральной миграционной политики и развития рынка труда.

Для Цитирования:
Сагинов Виталий Леонидович, Рунова Надежда Юрьевна, Факторы, влияющие на миграцию квалифицированных специалистов в рамках экспорта образования. Лизинг. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: