В современных условиях процесс коммуникаций с потенциальными потребителями во многом определяется характеристикой целевой аудитории, в частности, ее возрастом потенциальных покупателей, их предпочтениями [2]. Изучение потенциальной целевой аудитории позволяет организациям выстроить маркетинговые коммуникации более эффективно, в частности определить наиболее подходящие каналы реализации, подходы к проведению рекламных мероприятий [10,14]. Данный аспект имеет большое влияние на формирование эффективной системы товародвижения [6], в том числе, с учетом структуры товарных ресурсов [7].
Характеристика целевой аудитории определяется множеством факторов, таких как пол, семейное положение, наличие образования, место проживания, уровень дохода, образ жизни и многими другими. Однако наиболее точной характеристикой при определении целевой аудитории является возраст.
Возраст потенциальных потребителей во многом определяет их приоритеты и сферы интересов на данном жизненном участке. Однако возраст также служит показателем принадлежности покупателя к тому или иному поколению.
Подходы к формированию потребительского выбора на основе анализа поколений рассматриваются в работах разных авторов. В частности, теория поколений, выдвинутая в 1991 году Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом [1], предполагает, что различии в поведении потребителей, принадлежащих к разным поколениям, обусловлены не только их возрастом, но и особенностями времени. Различные исторические события, экономическая ситуация в стране, а также множество социальных и политических фактов, определяют в дальнейшем систему ценностей человека. Таким образом, согласно данной теории становится возможным объединение потребителей в условные поколения, позволяющие лучше понимать их потребности и предпочтения, а значит и выстраивать маркетинговые коммуникации более эффективно. В частности, в статье Каращук О. С. [4] показан анализ влияния поколений потребителей на торговый ассортимент, в статье Панасенко С. В [11] — использование технологий визуального мерчандайзинга в розничной торговле. Также учеными изучается трансформация ассортимента ритейла в разрезе тренда здорового питания [5]. Формирование потребительского выбора во многом связано с развитием цифровых технологий в торговле [3,9,15].