По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности формирования потребительского выбора в современной розничной торговле

Полина Алексеевна Заборина студент, 4 курс, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Александр Федорович Никишин кандидат технических наук, доцент, ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»

На сегодняшний день процесс коммуникаций с потенциальными потребителями во многом определяется предпочтениями целевой аудитории. В статье рассмотрен такой подход как теория поколений, призванный систематизировать потребительские предпочтения с помощью выделения поколений потребителей. Рассмотрены потребительские привычки представителей разных поколений. Дан ряд рекомендаций по привлечению потребителей, на основе выявленных предпочтений.

Литература:

1. Архипов А.Е., Еськов В.Д. Теория поколений в маркетинговом управлении: ретроспективно-дискурсивный аспект проблематики // Современные технологии управления. 2020. № 3 (93). С. 15.

2. Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3493– 3502.

3. Депутатова Е.Ю., Ильяшенко С.Б. Особенности поведения потребителей в электронной торговле // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9–3 (86). С. 414–418.

4. Каращук, О.С. Поколения потребителей и их влияние на ассортимент в торговле / О.С. Каращук, Е.А. Майорова // Российское предпринимательство. — 2018. — Т. 19. — № 11. — С. 3335–3346. — DOI 10.18334/rp.19.11.39583.

5. Красильникова Е.А., Бойкова А.В. Трансформация ассортимента ритейла в разрезе тренда здорового питания // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3359–3370.

6. Красильникова Е.А. Товародвижение: системы управления в современных условиях. В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения. Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В.И., 2015. С. 109–111.

7. Красильникова Е.А., Брагин Л.А. Структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 633–642.

8. Майорова, Е.А. Деловая репутация и социальная ответственность торговых организаций / Е.А. Майорова // Карельский научный журнал. — 2016. — Т. 5. — № 2 (15). — С. 45–48.

9. Оганесян И.К., Сурдина А.В. Организация и применение информационных технологий в ресторанном бизнесе. В сборнике: Инновации в управлении социально-экономическими системами (RCIMSS-2020). Материалы национальной (всероссийской) научно-практической конференции. 2020. С. 161–167.

10. Панасенко С.В. Маркетинговые инструменты повышения конкурентоспособности организаций в сфере розничной торговли. В сборнике: Развитие новых производств и отраслей инновационной мезоэкономики. Материалы международной научно-практической конференции. Хабаровский государственный университет экономики и права. 2017. С. 109–115.

11. Панасенко С.В., Рамазанов И.А. Нейротехнологии визуального мерчандайзинга в розничной торговле // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 657–670.

12. Панкина Т.В. Особенности организации торговли цифровыми товарами. В сборнике: проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 67–69.

13. Пунга Д.В. Изменения в предпочтениях поколений и спрос поколения Z на онлайн-услуги // Дневник науки. 2021. № 7 (55).

14. Рамазанов И.А., Шальнова О.А., Швайко В.В. Поведение покупателей в эпоху глобальных рынков и новых информационных технологий // Маркетинг в России и за рубежом. 2017. № 2. С. 31–41.

15. Сурдина А.В., Никишин А.Ф. Цифровые технологии и их влияние на развитие торговой деятельности в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2021. № 4 (129). С. 671–674.

16. Товарищтай Т.И. Потребительская ценность и подходы к ее созданию // В сборнике: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. 2020. С. 39–44.

17. Lokhman N., Karashchuk O., Kornilova O. Analysis of Esports as a Commercial Activity. Problems and Perspectives in Management. 2018. Т. 16. № 1. С. 207–213.

1. Arkhipov A.E., Eskov V.D. Teoriia pokolenii v marketingovom upravlenii: retrospektivno-diskursivnyi aspekt problematiki [The theory of generations in marketing management: a retrospective-discursive aspect of the problematics] // Sovremennye tekhnologii upravleniia [Modern management technologies]. 2020. No. 3 (93). P. 15. (In Russ.)

2. Bragin L.A., Pankina T.V., Nikishin A.F. Konkurentosposobnost organizatsii malogo biznesa v sfere torgovli [Competitiveness of small business organizations in trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3493–3502. (In Russ.)

3. Deputatova E.Iu., Iliashenko S.B. Osobennosti povedeniia potrebitelei v elektronnoi torgovle [Features of consumer behavior in e-commerce] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 9–3 (86). P. 414–418. (In Russ.)

4. Karashchuk, O.S. Pokoleniia potrebitelei i ikh vliianie na assortiment v torgovle [Generations of consumers and their influence on the assortment in trade] / O.S. Karashchuk, E.A. Maiorova // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. — 2018. — Vol. 19. — No. 11. — P. 3335–3346. — DOI 10.18334 / rp.19.11.39583. (In Russ.)

5. Krasilnikova E.A., Boikova A.V. Transformatsiia assortimenta riteila v razreze trenda zdorovogo pitaniia [Transformation of the retail assortment in the context of the healthy eating trend] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3359–3370. (In Russ.)

6. Krasilnikova E.A. Tovarodvizhenie: sistemy upravleniia v sovremennykh usloviiakh [Commodity circulation: control systems in modern conditions]. In the collection: Development of the economy and entrepreneurship in the context of economic strategies for import substitution. Materials of the international scientific and practical conference, a collection of scientific articles of teachers, PhD students and students. Ed. Malyshkov V.I., 2015. P. 109–111. (In Russ.)

7. Krasilnikova E.A., Bragin L.A. Struktura tovarnykh resursov Rossiiskoi Federatsii kak osnova formirovaniia bazovogo assortimenta torgovli [The structure of commodity resources of the Russian Federation as the basis for the formation of the basic assortment of trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 3. P. 633–642. (In Russ.)

8. Maiorova, E.A. Delovaia reputatsiia i sotsialnaia otvetstvennost torgovykh organizatsii [Business reputation and social responsibility of trade organizations] / E.A. Maiorova // Karelskii nauchnyi zhurnal [Karelian scientific journal]. — 2016. — Vol. 5. — No. 2 (15). — P. 45–48. (In Russ.)

9. Oganesian I.K., Surdina A.V. Organizatsiia i primenenie informatsionnykh tekhnologii v restorannom biznese [Organization and application of information technologies in the restaurant business]. In the collection: Innovations in the management of socio-economic systems (RCIMSS-2020). Materials of the national (all-Russian) scientific and practical conference. 2020. P. 161–167. (In Russ.)

10. Panasenko S.V. Marketingovye instrumenty povysheniia konkurentosposobnosti organizatsii v sfere roznichnoi torgovli [Marketing tools to increase the competitiveness of organizations in the retail sector]. In the collection: Development of new industries and industries of innovative mesoeconomics. Materials of the international scientific and practical conference. Khabarovsk State University of Economics and Law. 2017. P. 109–115. (In Russ.)

11. Panasenko S.V., Ramazanov I.A. Neirotekhnologii vizualnogo merchandaizinga v roznichnoi torgovle [Neurotechnologies of visual merchandising in retail] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 3. P. 657–670. (In Russ.)

12. Pankina T.V. Osobennosti organizatsii torgovli tsifrovymi tovarami [Features of the organization of trade in digital goods]. In the collection: problems of socio-economic development of regions. Collection of articles of the international scientific and practical conference. 2015. P. 67–69. (In Russ.)

13. Punga D.V. Izmeneniia v predpochteniiakh pokolenii i spros pokoleniia Z na onlain-uslugi [Changes in generation preferences and Generation Z demand for online services] // Dnevnik nauki [Science Diary]. 2021. No. 7 (55). (In Russ.)

14. Ramazanov I.A., Shalnova O.A., Shvaiko V.V. Povedenie pokupatelei v epokhu globalnykh rynkov i novykh informatsionnykh tekhnologii [Customer behavior in the era of global markets and new information technologies] // Marketing v Rossii i za rubezhom [Marketing in Russia and abroad]. 2017. No. 2. P. 31–41. (In Russ.)

15. Surdina A.V., Nikishin A.F. Tsifrovye tekhnologii i ikh vliianie na razvitie torgovoi deiatelnosti v sovremennykh usloviiakh [Digital technologies and their impact on the development of trading activities in modern conditions] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2021. № 4 (129). P. 671–674. (In Russ.)

16. Tovarishchtai T.I. Potrebitelskaia tsennost i podkhody k ee sozdaniiu [Consumer value and approaches to its creation] // In the collection: Collection of articles of the VI International scientific and practical conference. 2020. P. 39–44. (In Russ.)

17. Lokhman N., Karashchuk O., Kornilova O. Analysis of Esports as a Commercial Activity. Problems and Perspectives in Management. 2018. Vol. 16. № 1. P. 207–213.

В современных условиях процесс коммуникаций с потенциальными потребителями во многом определяется характеристикой целевой аудитории, в частности, ее возрастом потенциальных покупателей, их предпочтениями [2]. Изучение потенциальной целевой аудитории позволяет организациям выстроить маркетинговые коммуникации более эффективно, в частности определить наиболее подходящие каналы реализации, подходы к проведению рекламных мероприятий [10,14]. Данный аспект имеет большое влияние на формирование эффективной системы товародвижения [6], в том числе, с учетом структуры товарных ресурсов [7].

Характеристика целевой аудитории определяется множеством факторов, таких как пол, семейное положение, наличие образования, место проживания, уровень дохода, образ жизни и многими другими. Однако наиболее точной характеристикой при определении целевой аудитории является возраст.

Возраст потенциальных потребителей во многом определяет их приоритеты и сферы интересов на данном жизненном участке. Однако возраст также служит показателем принадлежности покупателя к тому или иному поколению.

Подходы к формированию потребительского выбора на основе анализа поколений рассматриваются в работах разных авторов. В частности, теория поколений, выдвинутая в 1991 году Нейлом Хоувом и Уильямом Штраусом [1], предполагает, что различии в поведении потребителей, принадлежащих к разным поколениям, обусловлены не только их возрастом, но и особенностями времени. Различные исторические события, экономическая ситуация в стране, а также множество социальных и политических фактов, определяют в дальнейшем систему ценностей человека. Таким образом, согласно данной теории становится возможным объединение потребителей в условные поколения, позволяющие лучше понимать их потребности и предпочтения, а значит и выстраивать маркетинговые коммуникации более эффективно. В частности, в статье Каращук О. С. [4] показан анализ влияния поколений потребителей на торговый ассортимент, в статье Панасенко С. В [11] — использование технологий визуального мерчандайзинга в розничной торговле. Также учеными изучается трансформация ассортимента ритейла в разрезе тренда здорового питания [5]. Формирование потребительского выбора во многом связано с развитием цифровых технологий в торговле [3,9,15].

Для Цитирования:
Полина Алексеевна Заборина, Александр Федорович Никишин, Особенности формирования потребительского выбора в современной розничной торговле. Лизинг. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: