Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20‑010‑00356.
The study was funded by the RFBR, project number 20‑010‑00356
Розничный рынок новых легковых автомобилей в России и за рубежом показывает неровную динамику [10]. По итогам восьми месяцев 2020 г. реализация автомобилей в Европе составила 7 267 тыс. 621 единицу (–32,9 %). Среди европейских лидеров по продажам в январе-августе 2020 г.: Германия, Франция, Великобритания, Россия, Италия (рис. 1).
В целом, по Евросоюзу за 8 месяцев 2020 г. продажи значительно упали (почти на треть) по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., уменьшившись с 10 831 855 ед. в 2019 г. до 7 267 621 ед. в 2020 г. Спад составил 32,9 %, при этом отдельно по странам Западной Европы это снижение имело еще более высокие темпы: с 9 790 920 ед. до 654 643 ед. за 8 месяцев 2019 г. и 2020 г. (снижение за этот период составило 33,1 %).
Анализ по отдельным маркам, реализуемым за рубежом, показал, что в августе 2020 г. во Франции лидером рынка стал Renault Clio, проданный с начала года в количестве 60 269 единиц (–0,6 %). Эта марка сейчас имеет стабильную долю рынка (около 5,8 %, но ее продажи еще не восстановились до доли рынка в 2013 г. в котором составляли 7 %). Незначительно отстают по продажам во Франции такие марки, как Peugeot 208 (57 491 шт.; — 17,1 %) и Peugeot 2008 (39 081 шт.; — 10,2 %).
Японский рынок за последние десять лет колеблется между 4,9 и 5,5 млн. единиц. За январь-август 2020 г. в Японии было продано 2,93 млн ед. (снижение по сравнению с таким же периодом 2019 г. составило 18,4 %). Среди марок-лидеров по продажам на этом рынке Toyota в августе 2020 г. почти соответствовала общему показателю по рынку (–21,9 %), в то время как Subaru почти вдвое сократила свои продажи (–49 %).
Анализ китайского рынка показал, что он по-прежнему является одним из самых крупнейших в мире (на него приходится около 30 % мировых продаж, в январе-августе 2020 г. реализовано 14 млн автомобилей, темп снижения продаж по сравнению с 2019 г. составил –12,9 %). При этом китайский рынок характеризуется низкой концентрацией продаж топовых моделей (которые занимают всего 15,2 % от общего реализованного объема проданных автомобилей). В августе 2020 г. среди лидеров по продажам следует отметить следующие марки: Nissan Sylphy (310 741 ед., доля рынка 2,2 %), Wuling Mini Truck, (297 011 ед,, доля рынка 2,1 %), Volkswagen Lavida (253 648 шт.; доля рынка 1,8 %), Foton (253 333 шт.; доля рынка 1,8 %), Toyota Corolla (211 705 шт.; доля рынка 1,5 %), Volkswagen Bora (179 758 шт.; доля рынка 1,3 %), Haval H6 (173 022 шт.; доля рынка 1,2 %) и Volkswagen Sagitar (168 735 шт.; доля рынка 1,2 %). Следует отметить, что, несмотря на значительную величину китайского рынка, будущее его развитие зависит не от количественных показателей, а от решения двух ключевых проблем: экологических (загрязнения окружающей среды) и пробок на дорогах [1]. В связи с этом перспективы развития авторынка в Китае ключевым образом направлены на качественное обновление автопарка (на постепенный переход в ассортиментной политике продаж на автомобили на альтернативном топливе, в т. ч. электрические) [2].