По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/VNE-03-2112-08

Особенности развития автомобильного рынка как базис стратегий трансформации нематериальных ресурсов компаний

Красильникова Елена Анатольевна доцент базовой кафедры торговой политики, РЭУ им. Г. В. Плеханова, канд. экон. наук
Панасенко Светлана Викторовна заведующая базовой кафедрой торг. политики, профессор, доктор экон. наук, РЭУ им. Г. В. Плеханова

Динамика рынка легковых автомобилей в Российской Федерации в 2020 году ожидаемо носит синусоидальный характер с учетом падения продаж весной и проявления отложенного спроса летом и осенью. После периода глобальной самоизоляции и отмены карантинных мер продажи стали постепенно выравниваться на основе удовлетворения отложенного спроса, в том числе, благодаря мерам государственной поддержки. Но процесс восстановления идет очень неустойчиво. Драйвером роста постпандемийных показателей продаж, а также показателей эффективности коммерческой деятельности становится управление нематериальными ресурсами с учетом их наличия, возможности использования, юридической и технической защиты. Автомобильные компании разрабатывают новые стратегии развития на базе использования machine learning и artificial intelligence, что формирует особый пласт нематериальных ресурсов. Трансформация структуры нематериальных ресурсов становится очевидной и заслуживающей глубокого исследования.

Литература:

1. Bragin L.A., Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Mayorova A.N. Environmental performance of retail trade companies in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Т. 9. № 1 (25). С. 175–180.

2. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособности организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 419–422.

3. Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3493–3502.

4. Красильникова Е.А., Брагин Л.А. Структура товарных ресурсов Российской Федерации как основа формирования базового ассортимента торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 3. С. 633–642.

5. Красильникова Е.А. Товародвижение: системы управления в современных условиях. В сборнике: Развитие экономики и предпринимательства в условиях экономических стратегий импортозамещения. Материалы международной научно-практической конференции, сборник научных статей преподавателей, аспирантов и студентов. под ред. Малышкова В.И., 2015. С. 109–111.

6. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1–1 (66). С. 1133–1136.

7. Панасенко С.В., Красильникова Е.А., Маслова А.Е. Направления развития нематериальных активов в электронной торговле // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12–2. С. 368–373.

8. Тимирьянова В.М., Красильникова Е.А., Жилина Е.В. Региональные особенности потребления и развития рынка потребительских товаров. В сборнике: Проблемы и перспективы развития регионов и предприятий в условиях глобализации экономики. Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Уфимский институт (филиал) Дрезденский технический университет, Словацкий технологический университет, Институт экономики УрО РАН. 2014. С. 141–146.

9. Тимирьянова В.М., Красильникова Е.А., Каримова С.О., Рузанкин А.И. Оценка звенности товародвижения // В мире научных открытий. 2013. № 8 (44). С. 323–339.

10. https://rosstat.gov.ru/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2021)

11. https://akit.ru/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2021)

12. https://www.renaultgroup.com/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2021).

1. Bragin L.A., Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A.F., Mayorova A.N. Environmental performance of retail trade companies in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9. № 1 (25). P. 175–180.

2. Boikova A.V., Nikishin A.F., Khapenkov V.N. Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsii elektronnoi torgovli na osnove upravleniia assortimentom [Increasing the competitiveness of e-commerce organizations based on assortment management] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 1 (78). P. 419–422. (In Russ.)

3. Bragin L.A., Pankina T.V., Nikishin A.F. Konkurentosposobnost organizatsii malogo biznesa v sfere torgovli [Competitiveness of small business organizations in trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3493–3502. (In Russ.)

4. Krasilnikova E.A., Bragin L.A. Struktura tovarnykh resursov Rossiiskoi Federatsii kak osnova formirovaniia bazovogo assortimenta torgovli [The structure of commodity resources of the Russian Federation as the basis for the formation of the basic assortment of trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 3. P. 633–642. (In Russ.)

5. Krasilnikova E.A. Tovarodvizhenie: sistemy upravleniia v sovremennykh usloviiakh [Commodity circulation: management systems in modern conditions]. In the collection: Development of the economy and entrepreneurship in the context of economic strategies of import substitution. Materials of the international scientific and practical conference, a collection of scientific articles of teachers, PhD students and students. Ed. Malyshkov V.I., 2015. P. 109–111. (In Russ.)

6. Maiorova E.A., Nikishin A.F., Pankina T.V. Nematerialnye aktivy i ikh vliianie na sotsialno-ekonomicheskuiu effektivnost torgovli [Intangible assets and their impact on the socio-economic efficiency of trade] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2016. No. 1–1 (66). P. 1133–1136. (In Russ.)

7. Panasenko S.V., Krasilnikova E.A., Maslova A.E. Napravleniia razvitiia nematerialnykh aktivov v elektronnoi torgovle [Trends in the development of intangible assets in electronic commerce] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2020. № 12–2. P. 368–373. (In Russ.)

8. Timirianova V.M., Krasilnikova E.A., Zhilina E.V. Regionalnye osobennosti potrebleniia i razvitiia rynka potrebitelskikh tovarov [Regional characteristics of consumption and development of the consumer goods market]. In the collection: Problems and prospects for the development of regions and enterprises in the context of economic globalization. Plekhanov Russian University of Economics, Ufa Institute (branch) Dresden Technical University, Slovak Technological University, Institute of Economics of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 2014. P. 141–146. (In Russ.)

9. Timirianova V.M., Krasilnikova E.A., Karimova S.O., Ruzankin A.I. Otsenka zvennosti tovarodvizheniia [Assessment of the links of commodity circulation] // Vmire nauchnykh otkrytii [In the world of scientific discoveries]. 2013. No. 8 (44). P. 323–339. (In Russ.)

10. https://rosstat.gov.ru/ [Electronic resource]. (Date of access 10.09.2021)

11. https://akit.ru/ [Electronic resource]. (Date of access 10.09.2021)

12. https://www.renaultgroup.com/ [Electronic resource]. (Date of access 10.09.2021).

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20‑010‑00356.

The study was funded by the RFBR, project number 20‑010‑00356

Розничный рынок новых легковых автомобилей в России и за рубежом показывает неровную динамику [10]. По итогам восьми месяцев 2020 г. реализация автомобилей в Европе составила 7 267 тыс. 621 единицу (–32,9 %). Среди европейских лидеров по продажам в январе-августе 2020 г.: Германия, Франция, Великобритания, Россия, Италия (рис. 1).

В целом, по Евросоюзу за 8 месяцев 2020 г. продажи значительно упали (почти на треть) по сравнению с аналогичным периодом 2019 г., уменьшившись с 10 831 855 ед. в 2019 г. до 7 267 621 ед. в 2020 г. Спад составил 32,9 %, при этом отдельно по странам Западной Европы это снижение имело еще более высокие темпы: с 9 790 920 ед. до 654 643 ед. за 8 месяцев 2019 г. и 2020 г. (снижение за этот период составило 33,1 %).

Анализ по отдельным маркам, реализуемым за рубежом, показал, что в августе 2020 г. во Франции лидером рынка стал Renault Clio, проданный с начала года в количестве 60 269 единиц (–0,6 %). Эта марка сейчас имеет стабильную долю рынка (около 5,8 %, но ее продажи еще не восстановились до доли рынка в 2013 г. в котором составляли 7 %). Незначительно отстают по продажам во Франции такие марки, как Peugeot 208 (57 491 шт.; — 17,1 %) и Peugeot 2008 (39 081 шт.; — 10,2 %).

Японский рынок за последние десять лет колеблется между 4,9 и 5,5 млн. единиц. За январь-август 2020 г. в Японии было продано 2,93 млн ед. (снижение по сравнению с таким же периодом 2019 г. составило 18,4 %). Среди марок-лидеров по продажам на этом рынке Toyota в августе 2020 г. почти соответствовала общему показателю по рынку (–21,9 %), в то время как Subaru почти вдвое сократила свои продажи (–49 %).

Анализ китайского рынка показал, что он по-прежнему является одним из самых крупнейших в мире (на него приходится около 30 % мировых продаж, в январе-августе 2020 г. реализовано 14 млн автомобилей, темп снижения продаж по сравнению с 2019 г. составил –12,9 %). При этом китайский рынок характеризуется низкой концентрацией продаж топовых моделей (которые занимают всего 15,2 % от общего реализованного объема проданных автомобилей). В августе 2020 г. среди лидеров по продажам следует отметить следующие марки: Nissan Sylphy (310 741 ед., доля рынка 2,2 %), Wuling Mini Truck, (297 011 ед,, доля рынка 2,1 %), Volkswagen Lavida (253 648 шт.; доля рынка 1,8 %), Foton (253 333 шт.; доля рынка 1,8 %), Toyota Corolla (211 705 шт.; доля рынка 1,5 %), Volkswagen Bora (179 758 шт.; доля рынка 1,3 %), Haval H6 (173 022 шт.; доля рынка 1,2 %) и Volkswagen Sagitar (168 735 шт.; доля рынка 1,2 %). Следует отметить, что, несмотря на значительную величину китайского рынка, будущее его развитие зависит не от количественных показателей, а от решения двух ключевых проблем: экологических (загрязнения окружающей среды) и пробок на дорогах [1]. В связи с этом перспективы развития авторынка в Китае ключевым образом направлены на качественное обновление автопарка (на постепенный переход в ассортиментной политике продаж на автомобили на альтернативном топливе, в т. ч. электрические) [2].

Для Цитирования:
Красильникова Елена Анатольевна, Панасенко Светлана Викторовна, Особенности развития автомобильного рынка как базис стратегий трансформации нематериальных ресурсов компаний. Лизинг. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: