По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339 DOI:10.33920/VNE-03-2112-01

Градиент развития фармацевтического рынка Российской Федерации в covid-условиях

Красильникова Елена Анатольевна доцент базовой кафедры торговой политики, РЭУ им. Г.В. Плеханова

В 2020 г. рынки демонстрируют как непрогнозируемые, так и предполагаемые тенденции развития. Не явился исключением и фармацевтический рынок. Объем оборота коммерческого рынка лекарственных препаратов за 2020 год сформировался в объеме 1 128 млрд. руб., что больше на 10,6% по сравнению с прошлым годом. Объем продаж парафармацевтики составил 279 млрд. руб. в 2020 году. В анализируемом периоде государственные закупки лекарственных препаратов достигли 634 млрд. руб. Прирост оборота «фармы-2020» в стоимостном выражении ожидаем, базисом увеличения стали безрецептурные препараты и лекарства отечественного производства. При этом в статистике упаковок снижение продаж наблюдалось и в коммерческом секторе лекарственных препаратов — на 2,3%, и в парафармацевтике — на 15,4%, и в госпитальных закупках — на 15,0%. По результатам анализа, наблюдается рост потребления дорогостоящих препаратов, а также перераспределение спроса в сегмент больших упаковок. Доля онлайн-продаж на фармацевтическом рынке за исследуемый 2020 год выросла с 5,5% в январе до 8,2% в декабре. Доля дорогостоящих препаратов в онлайн-сегменте выше, чем в оффлайне.

Литература:

1. Bragin L.A., Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A. F., Mayorova A.N. Environmental performance of retail trade companies in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Т. 9. № 1 (25). С. 175–180.

2. Бойкова А.В., Никишин А.Ф., Хапенков В.Н. Повышение конкурентоспособности организаций электронной торговли на основе управления ассортиментом // Экономика и предпринимательство. 2017. № 1 (78). С. 419–422.

3. Брагин Л.А. Перспективы развития электронной торговли в условиях цифровизации. В книге: ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. сборник тезисов докладов национальной научно-практической конференции: в двух томах. 2020. С. 60–63.

4. Брагин Л.А. Электронная торговля как направление цифровизации экономики России. В сборнике: Практическая направленность обучения и исследований в вузе. материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. под общ. ред. И.И. Скоробогатых, Н.И. Ивашковой. 2019. С. 185–188.

5. Брагин Л.А. Некоторые особенности развития электронной коммерции в сфере торговли. В сборнике: РАЗВИТИЕ СФЕРЫ УСЛУГ: СТРАТЕГИИ, ИННОВАЦИИ, КОМПЕТЕНЦИИ. МАТЕРИАЛЫ ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ. 2019. С. 340–343.

6. Брагин Л.А., Каращук О.С., Никишин А.Ф. Развитие зоны обслуживания организаций торговли в современных условиях // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10–2 (87). С. 474–477.

7. Брагин Л.А., Панкина Т.В., Никишин А.Ф. Конкурентоспособность организаций малого бизнеса в сфере торговли // Российское предпринимательство. 2018. Т. 19. № 11. С. 3493–3502.

8. Красильникова Е.А., Никишин А.Ф. Онлайн-реальность развития фармацевтического рынка России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4–2. С. 217–221.

9. Красильникова Е.А. Развитие электронной торговли в фармацевтическом сегменте как основа трансформации моделей бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2019. № 12 (113). С. 676–679.

10. Красильникова Е.А., Баскаков В.А. Фармацевтический рынок России: вызовы, оценки, перспективы // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4–2. С. 222–227.

11. Майорова Е.А., Никишин А.Ф., Панкина Т.В. Нематериальные активы и их влияние на социально-экономическую эффективность торговли // Экономика и предпринимательство. 2016. № 1–1 (66). С. 1133–1136.

12. Чернухина Г.Н., Красильникова Е.А. Роль торгового предпринимательства в социально-экономическом развитии страны. В сборнике: Социально-экономическое развитие предпринимательства и его роль в экономике России. Материалы международной научно-практической конференции. Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. 2016. С. 67–69.

13. https://rosstat.gov.ru/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2021)

14. https://akit.ru/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2021)

15. https://dsm.ru/ [Электронный ресурс]. (Дата обращения 10.09.2021).

1. Bragin L.A., Ivanov G.G., Mayorova E.A., Nikishin A. F., Mayorova A.N. Environmental performance of retail trade companies in Russia // Journal of Environmental Management and Tourism. 2018. Vol. 9. № 1 (25). P. 175–180.

2. Boikova A.V., Nikishin A. F., Khapenkov V.N. Povyshenie konkurentosposobnosti organizatsii elektronnoi torgovli na osnove upravleniia assortimentom [Increasing the competitiveness of e-commerce organizations based on assortment management] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 1 (78). P. 419–422. (In Russ.)

3. Bragin L.A. Perspektivy razvitiia elektronnoi torgovli v usloviiakh tsifrovizatsii [Prospects for the development of e-commerce in the context of digitalization]. In the book: Digital Economy: Trends and Development Prospects. Collection of abstracts of the national scientific and practical conference: in two volumes. 2020. P. 60–63. (In Russ.)

4. Bragin L.A. Elektronnaia torgovlia kak napravlenie tsifrovizatsii ekonomiki Rossii [Electronic commerce as a direction of digitalization of the Russian economy]. In the collection: Practical orientation of teaching and research at the higher educational institution. Materials of the VII All-Russian scientific and practical conference. Eds. I. I. Skorobogatykh, N. I. Ivashkova. 2019. P. 185–188. (In Russ.)

5. Bragin L.A. Nekotorye osobennosti razvitiia elektronnoi kommertsii v sfere torgovli [Some features of the development of e-commerce in the field of trade]. In the collection: Development of the service sector: strategies, innovations, competencies. Materials of the All-Russian scientific and practical conference. 2019. P. 340–343. (In Russ.)

6. Bragin L.A., Karashchuk O. S., Nikishin A. F. Razvitie zony obsluzhivaniia organizatsii torgovli v sovremennykh usloviiakh [Development of the service area of trade organizations in modern conditions] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2017. No. 10–2 (87). P. 474–477. (In Russ.)

7. Bragin L.A., Pankina T.V., Nikishin A. F. Konkurentosposobnost organizatsii malogo biznesa v sfere torgovli [Competitiveness of small business organizations in trade] // Rossiiskoe predprinimatelstvo [Russian Entrepreneurship]. 2018. Vol. 19. No. 11. P. 3493–3502. (In Russ.)

8. Krasilnikova E.A., Nikishin A. F. Onlain-realnost razvitiia farmatsevticheskogo rynka Rossii [Online reality of the development of the pharmaceutical market in Russia] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2019. No. 4–2. P. 217–221. (In Russ.)

9. Krasilnikova E.A. Razvitie elektronnoi torgovli v farmatsevticheskom segmente kak osnova transformatsii modelei biznesa [Development of e-commerce in the pharmaceutical segment as the basis for the transformation of business models] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2019. No. 12 (113). P. 676–679. (In Russ.)

10. Krasilnikova E.A., Baskakov V.A. Farmatsevticheskii rynok Rossii: vyzovy, otsenki, perspektivy [Russian pharmaceutical market: challenges, assessments, prospects] // Vestnik Altaiskoi akademii ekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. 2019. No. 4–2. P. 222–227. (In Russ.)

11. Maiorova E.A., Nikishin A. F., Pankina T.V. Nematerialnye aktivy i ikh vliianie na sotsialno-ekonomicheskuiu effektivnost torgovli [Intangible assets and their impact on the socio-economic efficiency of trade] // Ekonomika i predprinimatelstvo [Economics and Entrepreneurship]. 2016. No. 1–1 (66). P. 1133–1136. (In Russ.)

12. Chernukhina G.N., Krasilnikova E.A. Rol torgovogo predprinimatelstva v sotsialno-ekonomicheskom razvitii strany [The role of trade entrepreneurship in the socio-economic development of the country]. In the collection: Socio-economic development of entrepreneurship and its role in the Russian economy. Materials of the international scientific and practical conference. Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow. 2016. P. 67–69. (In Russ.)

13. https://rosstat.gov.ru/ [Electronic resource]. (Date of access 10.09.2021)

14. https://akit.ru/ [Electronic resource]. (Date of access 10.09.2021)

15. https://dsm.ru/ [Electronic resource]. (Date of access 10.09.2021).

Глубокий факторный анализ динамики товарооборота коммерческого сегмента фармацевтического рынка за последние пять лет свидетельствует о существенных изменениях. Так, факторами роста показателя в 2020 г. по сравнению с 2019 г. стали: оптимизация ассортиментной структуры (на 8,2 %), курсовые разницы (2,7 %), рост физического объема (в упаковках) — 0,9 %, инфляция (0,6 %) [2]. Цель представленного исследования — оценка тенденций развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом влияния эпидемиологических, экономических, социально-демографических факторов. Статистической информацией стали данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, данные специализированного на исследованиях фармацевтического рынка маркетингового агентства DSM Group. В качестве основных методов исследования применялись общенаучные методы: анализа, синтеза, сравнения, экстраполяции. Развитию фармацевтического рыка Российской Федерации уделяется особое внимание, в том числе, в фокусе развития электронной торговли [8, 9], особенностей развития нематериальных активов [11], конкурентоспособности организаций [7], а также с учетом макроэкономического развития [1,3,4,5,6,12].

Оценки тенденций по месяцам пандемии 2020 г. позволяют сделать предварительные выводы. Так, в стоимостном выражении максимальный прирост оборота аптечных продаж лекарственных препаратов наблюдался в марте 2020 г. — 46,1 % по сравнению с мартом 2019 г. В феврале 2020 г. темп прироста по сравнению с февралем 2019 г. составил 19,9 %, в январе — 8,6 % соответственно. II квартал был «скромнее»: +4,6 % в апреле 2020 г. (по сравнению с апрелем 2019 г.), +2,0 % — в июне 2020 г., +2,9 % — в июле 2020 г. В мае 2020 года фиксировалось снижение продаж лекарственных препаратов на 2,1 % по сравнению с маем 2019 г. В натуральных единицах за I полугодие пандемии прирост был лишь в феврале и марте: +7,5 % и 35,2 % соответственно. В остальные месяцы I полугодия 2020 г. по сравнению с аналогичном периодом 2019 г. наблюдалось снижение оборота в упаковках: в январе — 3,1 %, апреле — 2,5 %, мае — 12,0 %, июне — 8,9 %, июле — 12,7 % [10].

Для Цитирования:
Красильникова Елена Анатольевна, Градиент развития фармацевтического рынка Российской Федерации в covid-условиях. Лизинг. 2021;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: