Глубокий факторный анализ динамики товарооборота коммерческого сегмента фармацевтического рынка за последние пять лет свидетельствует о существенных изменениях. Так, факторами роста показателя в 2020 г. по сравнению с 2019 г. стали: оптимизация ассортиментной структуры (на 8,2 %), курсовые разницы (2,7 %), рост физического объема (в упаковках) — 0,9 %, инфляция (0,6 %) [2]. Цель представленного исследования — оценка тенденций развития фармацевтического рынка Российской Федерации с учетом влияния эпидемиологических, экономических, социально-демографических факторов. Статистической информацией стали данные Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации, данные специализированного на исследованиях фармацевтического рынка маркетингового агентства DSM Group. В качестве основных методов исследования применялись общенаучные методы: анализа, синтеза, сравнения, экстраполяции. Развитию фармацевтического рыка Российской Федерации уделяется особое внимание, в том числе, в фокусе развития электронной торговли [8, 9], особенностей развития нематериальных активов [11], конкурентоспособности организаций [7], а также с учетом макроэкономического развития [1,3,4,5,6,12].
Оценки тенденций по месяцам пандемии 2020 г. позволяют сделать предварительные выводы. Так, в стоимостном выражении максимальный прирост оборота аптечных продаж лекарственных препаратов наблюдался в марте 2020 г. — 46,1 % по сравнению с мартом 2019 г. В феврале 2020 г. темп прироста по сравнению с февралем 2019 г. составил 19,9 %, в январе — 8,6 % соответственно. II квартал был «скромнее»: +4,6 % в апреле 2020 г. (по сравнению с апрелем 2019 г.), +2,0 % — в июне 2020 г., +2,9 % — в июле 2020 г. В мае 2020 года фиксировалось снижение продаж лекарственных препаратов на 2,1 % по сравнению с маем 2019 г. В натуральных единицах за I полугодие пандемии прирост был лишь в феврале и марте: +7,5 % и 35,2 % соответственно. В остальные месяцы I полугодия 2020 г. по сравнению с аналогичном периодом 2019 г. наблюдалось снижение оборота в упаковках: в январе — 3,1 %, апреле — 2,5 %, мае — 12,0 %, июне — 8,9 %, июле — 12,7 % [10].