Вопросы создания цепочек добавленной стоимости все активнее обсуждаются в научном мире. Ранее цепочки добавленной стоимости росли в развитых странах и сжимались в развивающихся странах. Транснациональные компании развитых стран формировали глобальные цепочки создания стоимости, в которых стадии с высокой добавленной стоимостью (разработка и проектирование, маркетинг, сопутствующие услуги) располагались внутри собственных экономик, а стадии с низкой добавленной стоимостью (производство) — в развивающихся странах (рис. 1). В условиях пандемии коронавируса цепочки сжимаются до уровня одного государства.
В качестве примера успешного развития цепочек стоимости можно привести Китай. Китаю удалось изменить свою позицию в мировом разделении труда, став вместо поставщика дешевой рабочей силы одним из ведущих разработчиков высокотехнологичной продукции. Это стало возможно благодаря требованию китайских корпораций передавать технологические разработки и размещать центры НИОКР внутри страны в обмен на международную кооперацию. Западные компании соглашались на эти условия, в том числе, из-за объема китайского рынка сбыта [7].
Сегодня торговые войны США и Китая возникают на фоне того, что Китай предстает сильнейшим конкурентом по высокотехнологичной продукции. Фактически торговую войну развязал предыдущий президент США Дональд Трамп, введя пошлины на импорт китайских товаров объемом в $370 млрд. Данные пошлины обошлись американским импортерам в 71,6 млрд. с начала июля 2018 года. Компании были вынуждены разорвать цепочки поставок [10].
В России цепочки добавленной стоимости могут повысить конкурентоспособность отечественной продукции на международном рынке сложной техники в условиях снижения курса рубля и доходов от экспорта сырьевых продуктов. Формирование цепочек добавленной стоимости производства сложной техники окажет стабилизирующее влияние на развитие внутреннего рынка. Их организация должна осуществляться на основе ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса и гражданского сектора этой отрасли, отвечающих требованиям международных стандартов [1]. Цепочки добавленной стоимости должны стать основным инструментом реализации промышленной политики государства. Их создание в России возможно на основе межотраслевой кооперации (например, взаимодействие предприятий обрабатывающей промышленности с секторами цифровой экономики, энергетики и транспорта). Для этого необходимо организовать специальный проект — создать надведомственный орган кооперации и управления цепочками добавленной стоимости. Положительный опыт реорганизации промышленности на указанных выше принципах был успешно реализован в Китае, Южной Корее, Филиппинах, Тайване, Японии, Малайзии. В России создание цепочек добавленной стоимости было реализовано в системе Росатом. Это позволило Росатому стать ведущей компанией по строительству атомных электростанций в мире [2].