В статье делается попытка анализа терминов и понятий творчества, конструирования, моделирования, проектирования. Разбирается каждый термин в отдельности и прослеживается их взаимосвязь и различие. Разбираются различные виды моделей. Прослеживается связь между терминами «проектирование», «конструирование» и «прогнозирование». Описывается конструирование как вид инженерной деятельности. Приведена таблица связей между проектированием, конструированием, моделированием и программированием.
При проектировании железных дорог производится цифровое моделирование рельефа. В статье производится анализ построения цифровой модели местности с применением автоматизированных методов, методов автоматизированного проектирования и методов геоинформационного моделирования. Раскрыты этапы построения цифровой модели. Приведены виды и содержание цифровых моделей. Выделяются регулярные и нерегулярные цифровые модели. Доказывается, что цифровая модель рельефа при проектировании железных дорог должна быть универсальной и многоцелевой.
В статье исследуется лингвистическая ономасиология как средство конструирования объектов. Рассматривается возможность переноса ономасиологического конструирования в логику и теорию множеств. Дается логический аналог ономасиологии. Описан теоретико-множественный аналог ономасиологии. Показана возможность переноса ономасиологического конструирования в пространственное конструирование. Вводится новое понятие «пространственное различие». Статья доказывает возможность применения лингвистических методов в пространственном конструировании.
В статье исследуется сущность информационных ситуаций в процессе конструирования. Информационная ситуации возникает в процессе конструирования объектов. Информационная ситуация строится на совокупности связанных факторов, оказывающих воздействие на объект исследования. Показывается, что информационная ситуация используется давно, но термин «ситуация» не всегда применяется. Дается структурная и формальная характеристики информационной ситуации. Описывается систематика применения информационных ситуаций.
Статья анализирует методы создания образовательных порталов. Дается классификация порталов. Раскрывается содержание образовательного портала. Показано различие между информационным и образовательным порталом. Раскрывается понятие информационной картели как интегрированного сетевого комплекса. Показаны две тенденции развития образовательных порталов: дифференциация и интеграция. Отмечено, что интеграция требует создания специальной системы управления комплексом. Раскрывается содержание профильного портала. Дается технология конструирования профильного образовательного портала. Сформулированы требования к профильному порталу.
В статье исследуется конструирование и моделирование в области комплементарности. Раскрывается многообразие понятия «комплементарность». Описывается информационное соответствие между схемой алгоритма и программной реализацией. Вводятся понятия: «язык схемы» и «язык алгоритма». Комплементарность рассматривается как упорядоченное множество. Комплементарность оценивается путем разбиения множества описания программы на упорядоченное и неупорядоченное множество. Статья вводит векторные критерии комплементарности и некомплементарности.
В статье сделан подход к пространственному проектированию с позиций системного анализа. Дается анализ применения пространственной информации при проектировании. Вводится новое понятие «геоинформационное проектирование». Описывается технология геоинформационного проектирования. Показана необходимость системного анализа при геоинформационном проектировании. Вводится новое понятие — «системная сущность проекта». Показано значение цифровой модели местности для пространственного проектирования. Проиллюстрированы особенности системного анализа пространственных объектов. Описывается содержание цифровой модели рельефа. Доказывается, что геоинформационный проект при проектировании железных дорог должен быть многоцелевым.