Основное свойство человека — творчество. Творчество — это создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество — это процесс перехода количества в качество. Творец создает, что‑то новое то, что не было прежде.
Процесс творчества разбивается на два этапа: анализ и синтез [7, 13]. Вначале, на этапе анализа, производится тщательное рассмотрение элементов постановки задачи. Формируются ее условия. Производится поиск путей ее решения. Рассматриваются все аналоги, изучаются методы решения задач, которые могли бы быть полезны при решении данной задачи.
На этапе синтеза производится эксперимент. Эксперимент обычно проводят на модели, которая отражает исследуемые свойства реального объекта. При создании модели руководствуются четвертым принципом диалектики — принципом подобия. После проведения экспериментальной части производится ее анализ. Производится отбор наиболее удачных моделей эксперимента и создается прототип, который далее проходит опытную эксплуатацию, внедрение, сопровождение, вывод из эксплуатации согласно модели жизненного цикла [19, 20].
Термин «конструирование» близок к моделированию [16]. Конструирование возникает на этапе синтеза. Конструирование — это создание сложного объекта из его частей. В результате конструирования создается конструкция, которая необязательно должна содержать элементы новизны. Существует и типовое конструирование. Но даже при создании типового объекта существует элемент творчества.
Для обоснованного принятия решения необходимо всесторонне изучить проблему, рассмотреть возможные последствия и различные факторы, которые влияют на результат. Реальный мир настолько многообразен и сложен, что все факторы рассмотреть и учесть невозможно. На практике реальность огрубляется. Выделяются существенные детали. Создается модель.
Модель — образец, изделие, которое служит эталоном для массового воспроизводства, или устройство, воспроизводящее, имитирующее строение и действие какого‑либо другого устройства («настоящего») в научных, практических или других целях. Основное требование к модели — ее адекватность объекту [14–16].