По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 528.02; 528.06

Проектирование железных дорог

Андреева О.А. АО «Транспутьстрой», Москва, Россия

При проектировании железных дорог производится цифровое моделирование рельефа. В статье производится анализ построения цифровой модели местности с применением автоматизированных методов, методов автоматизированного проектирования и методов геоинформационного моделирования. Раскрыты этапы построения цифровой модели. Приведены виды и содержание цифровых моделей. Выделяются регулярные и нерегулярные цифровые модели. Доказывается, что цифровая модель рельефа при проектировании железных дорог должна быть универсальной и многоцелевой.

Литература:

1. Розенберг И.Н. Геоинформационный мониторинг транспортных объектов // Науки о Земле. — 2012. — №3. — С. 20–25.

2. Кужелев П.Д. Геоинформационные технологии в управлении транспортом // Перспективы науки и образования. — 2014. — №4. — С. 157–161.

3. Дышленко С. Г. Применение ГИС «Панорама» для решения задач в сфере транспорта // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — №1 (1). — С. 51–62.

4. Синицын А.В. Цифровое моделирование железнодорожного пути// Славянский форум. — 2017. — №4 (18). — С. 84–90.

5. Шайтура С.В. Проблемы координатного обеспечения цифровой железной дороги // Наука и технология железных дорог. — 2018. — Т. 2. — №1 (5). — С. 62–68.

6. Куприянов А.О. Геодезическое обеспечение при строительстве трассы туннелей // Науки о Земле. — 2013. — №1. — С. 32–38.

7. Цветков В.Я. Использование цифровых моделей для автоматизации проектирования // Проектирование и инженерные изыскания. — 1989. — №1. — С. 21–23.

8. Куприянов А.О. Цифровое моделирование при проектировании и мониторинге трасс // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — №1 (1). — С. 70–81.

9. Лёвин Б.А. Информационное моделирование при управлении транспортом // Перспективы науки и образования. — 2017. — №3 (27). — С. 50–54.

10. Лёвин Б.А., Цветков В.Я. Объектные и ситуационные модели при управлении транспортом // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — №2 (2). — С. 2–10.

11. Павловский А.А., Охотников А.Л. Информационная транспортная ситуация // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — №2 (6). — С. 16–24.

12. Цветков В.Я. Модель геоданных для управления транспортом // Успехи современного естествознания. — 2009. — №4. — С. 50–51.

13. Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Создание динамической пространственно-временной модели управления железной дорогой // Геодезия и картография. — 2010. — №8. — С. 48–51.

14. Зайцева О.В. Развитие цифрового моделирования // Славянский форум. — 2015. — №3 (9). — С. 105–112.

15. Дышленко С. Г., Цветков В.Я. Построение трехмерных цифровых моделей // Славянский форум. — 2016. — №3 (13). — С. 89–97.

16. Павлов А.И. Цифровое моделирование пространственных объектов // Славянский форум. — 2015. — №4 (10). — С. 275–282.

17. Tsvetkov V.Yа. Spatial Information Models // European researcher. Series A. — 2013. — N10–1 (60). — Р. 2386–2392.

18. Майоров А.А. Информационно-измерительные технологии на транспорте // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — №3 (7). — С. 26–40.

19. Ознамец В.В. Геодезическое обеспечение транспортной сферы // Славянский форум. — 2018. — №2 (20). — С. 50–56.

20. Цветков В.Я. Применение глобальных навигационных спутниковых систем для управления железнодорожным транспортом // Науки о Земле. — 2014. — №3. — С. 61–68.

21. Куприянов А.О., Цветков В.Я. Применение ГНСС в прикладной геоинформатике // Образовательные ресурсы и технологии. — 2016. — №1 (13). — С. 135–144.

22. Tsvetkov V.Ya. Information Constructions // European Journal of Technology and Design. — 2014. — Vol. (5). — №3. — Р. 147–152.

23. Дышленко С. Г. Пространственные задачи определения координат объектов железнодорожного транспорта // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — №2 (2). — С. 31–38.

24. Лёвин Б.А., Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Генерализация транспортных сетей на основе редукционного подхода // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — №4 (4). — С. 3–10.

25. Куприянов А.О. Цифровое моделирование при подземных геодезических работах // Образовательные ресурсы и технологии. — 2015. — №4 (12). — С. 57–65.

26. Дзюба Ю.В. Информационные и геоинформационные методы оценки риска в транспортной сфере // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — №4 (8). — С. 33–39.

27. Коваленко Н.И., Коваленко Н.А. Учет неопределенности и риска в управлении железнодорожным транспортным комплексом // Российский технологический журнал. — 2014. — №3 (4). — С. 189–194.

28. Коваленко Н.И. Учет неопределенности при управлении транспортным комплексом // Государственный советник. — 2014. — №3. — С. 50–54.

29. Лёвин Б.А., Розенберг И.Н., Цветков В.Я. Моделирование рельефа на основе триангуляции Делоне // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — №1 (5). — С. 3–15.

30. Майоров А.А., Цветков В.Я. Геореференция как применение пространственных отношений в геоинформатике // Известия вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2012. — №3. — С. 87–89.

31. Tsvetkov V.Ya. Information Relations // Modeling of Artificial Intelligence. — 2015. — Vol. (8). — Is. 4. — Р. 252–260.

32. Павлова А.И. Применение методов цифрового моделирования рельефа для картографирования эрозионных земель //В мире научных открытий. — 2016. — №. 2. — С. 159–169.

33. Коновалов Н.Е. Цифровое моделирование топографических условий местности для проектирования линейных сооружений //Тр. ГипродорНИИ. — 1974. — №. 8. — С. 21–33.

34. Цветков В.Я., Кужелев П.Д. Железная дорога как геотехническая система // Успехи современного естествознания. — 2009. — №4. — С. 52.

35. Охотников А.Л. Геоинформационный мониторинг транспортных объектов // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — №3 (3). — С. 35–47.

36. Ознамец В.В. Геомониторинг на транспорте с использованием БПЛА // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — №1 (5). — С. 43–53.

37. Цветков В.Я. Интегральное управление высокоскоростной магистралью // Мир транспорта. — 2013. — №5 (49). — С. 6–9.

38. Кожаев Ю.П., Шайтура С.В. Управление ресурсами предприятий. — Учеб. пособие / Бургас, 2016.

39. Козлов А.В. Многоцелевое управление транспортом мегаполиса // Наука и технологии железных дорог. — 2018. — №4 (8). — С. 40–47.

40. Шайтура С.В. Распределенное управление в транспортной сети // Наука и технология железных дорог. — 2017. — T. 1. — №3 (4). — С. 25–34.

41. Неделькин А.А., Степанова М. Г., Шайтура С.В. Интегрированная система управления предприятием // Славянский форум. — 2016. — №2 (12). — С. 180–187.

42. Неделькин А.А., Шайтура С.В., Степанова М.Г. Комплексная система автоматизации // Славянский форум. — 2016. — №2 (12). — С. 188–195.

В настоящее время проектирование железных дорог и других линейных сооружений основано на использовании пространственных моделей и проектов, получаемых в геоинформационных системах [1–3]. Это относится к организации трассирования линий, формирования буферных зон, формирования цифровой модели верхнего строения пути [4–6]. Технология выноса в натуру трассы определяется уровнем развития пространственных моделей и методов пространственного анализа. Это обуславливает применение и развитие методов моделирования при проектировании трасс железных дорог. Это моделирование может быть разным, автоматизированным [7], цифровым [8] и информационным [9–11]. Целесообразность развития технологий проектирования на основе использования ГИС определяется существенным ростом возможностей геоинформационных систем и технологий [1, 12, 13]. Для реализации высокоточной укладки трассы линейного сооружения (железная или автомобильная дорога, магистральный трубопровод, линия электропередач и т.п.) необходимо разработать метод проектирования, использующий цифровые модели рельефа местности, обеспечивающие построение продольного профиля поверхности земли (черного профиля) по заданному направлению на участке длиной 30–50 км [8]. Цифровые модели [14–16] представляют собой разновидность пространственных информационных моделей [17]. Они создаются на основе измерительных и геодезических работ [18, 19], включая спутниковые методы измерения [20, 21]. Цифровая модель подразделяется на первичную и вторичную. Первичная модель представляет собой несистематизированные результаты измерений. Вторичная представляет собой совокупность трехмерных координат точек земной поверхности.

При цифровом моделировании рельефа выполняют два этапа работ. Первичное измерение точек местности и последующее формирование математической поверхности. Измерение точек местности [18] производят в зависимости от геологического строения местности, сложности рельефа, ситуационных особенностей местности, способа и средств измерений. В связи с этим применяют разные методы [19].

Для Цитирования:
Андреева О.А., Проектирование железных дорог. Конструкторское Бюро. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: