По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.732

Конструирование образовательных порталов

Чехарин Е. Е. Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), Москва, Россия

Статья анализирует методы создания образовательных порталов. Дается классификация порталов. Раскрывается содержание образовательного портала. Показано различие между информационным и образовательным порталом. Раскрывается понятие информационной картели как интегрированного сетевого комплекса. Показаны две тенденции развития образовательных порталов: дифференциация и интеграция. Отмечено, что интеграция требует создания специальной системы управления комплексом. Раскрывается содержание профильного портала. Дается технология конструирования профильного образовательного портала. Сформулированы требования к профильному порталу.

Литература:

1. Shaitura S.V., Ordov K.V., Lesnichaya I.G., Romanova Yu.D., Khachaturova S.S. Services and mechanisms of competitive intelligence on the internet // Espacios. — 2018. — V. 39. — N 45. — P. 24.

2. Кулагин В.П. и др. Интернет-порталы: содержание и технологии. Сборник научных статей. Выпуск 4 / Редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика» — М.: Просвещение. — 2007.

3. Ожерельева Т.А. Управление сетевыми учебными ресурсами // Управление образованием: теория и практика. — 2013. — № 2 (10). — С. 112–116. 4 Tsvetkov V.Ya. Information Constructions // European Journal of Technology and Design. — 2014. — Vol (5). — N 3. — P. 147–152

5. Чехарин Е.Е. Интерпретация информационных конструкций // Перспективы науки и образования. — 2014. — №6. — С. 37–40.

6. Ожерельева Т.А. Информационные образовательные конструкции // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — №5. — С. 31–38.

7. Гаврилова В.В., Шайтура С.В., Сумзина Л.В. Конструирование геоинформационных сервисов // Конструкторское бюро. — 2018. — №2 (133). — С. 16–30.

8. Цуцурин В.Д., Шайтура С.В. Функции геопорталов и этапы их создания // Славянский форум. — 2015. — №1 (7). — С. 301–310.

9. Бутковский А. Г. Структурная теория распределенных систем. — М.: Наука, 1977.

10. Бутко Е.Я. Системный подход в формировании структуры // Славянский форум. — 2017. — 2 (16). — С. 25–31.

11. Кряженков К. Г. Сетевые образовательные ресурсы // Образовательные ресурсы и технологии. — 2015. — №1 (9). — С. 144–149.

12. Гаврилова В.В., Шайтура С.В., Сумзина Л.В. Геоинформационные сервисы в пространственной экономике // Славянский форум. — 2018. — №1 (19). — С. 118–129.

13. Цветков В.Я. Стратификация когнитивной модели // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — №2–1. — С. 136–137.

14. Буравцев А.В. Стратифицированный метод построения сложной системы // Образовательные ресурсы и технологии. — 2017. — № 3 (20). — С. 23–32.

15. Неделькин А.А. Возможности использования гипертекстов и история их развития // Славянский форум. — 2015. — №3 (10). — С. 190–199.

16. Неделькин А.А., Степанова М. Г., Шайтура С.В. Интегрированная система управления предприятием // Славянский форум. — 2016. — №2 (12). — С. 180–187.

17. Неделькин А.А., Шайтура С.В., Степанова М.Г. Комплексная система автоматизации // Славянский форум. — 2016. — №2 (12). — С. 188–195.

18. Цветков В.Я. Информационное поле и информационное пространство // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 1–3. — С. 455–456.

19. Цветков В.Я. Информационное пространство как ресурс познания // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — № 3–2. — С. 207–212.

20. Шайтура С.В., Сафронов О.М. Воспроизводственный подход и пространственный анализ как основа разработки стратегии устойчивого развития региона // Славянский форум. — 2016. — №1 (11). — С. 177–182.

21. Шайтура С.В., Сумзина Л.В., Розенберг И.Н., Винтова Т.А. Моделирование и визуализация трехмерных пространственных объектов. — Монография / Бургас, 2018.

22. Гаврилова В.В., Шайтура С.В., Сумзина Л.В. Геоинформационные сервисы в пространственной экономике // Славянский форум. — 2018. — №1 (19). — С. 118–129.

23. Ваграменко Я.А. Информационное пространство для деятельности педагога //Педагогическая информатика. — 2003. — Т. 3. — С. 77–85.

24. Болбаков Р. Г., Цветков В.Я. Оценка качества образовательных порталов. Открытое образование. — 2017. — № (3). — С. 22–28.

25. Малинников В.А., Цветков В.Я. Состояние и развитие порталов // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. — 2010. — №1. — С. 76–81.

26. Цветков В.Я. Глобализация и информатизация // Информационные технологии. — 2005. — №2. — С. 2–4.

27. Дик В.В., Шайтура С.В., Уринцов А.И. Опыт международного сотрудничества в области стандартизации и сертификации учебного контента // Славянский форум. — 2015. — №2 (8). — С. 60–67.

28. Шайтура С.В. Международное сотрудничество по стандартизации учебного контента в области электронной коммерции // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2016. — №2 (104). — С. 63–68.

29. Цветков В.Я. Стандартизация информационных программных средств и программных продуктов. — М.: МГУГиК, 2000. — 116 с.

30. Шайтура С.В. Проблемы стандартизации цифровой картографии. — В книге: Тезисы докладов на научной конференции, посвященной 215‑летию МИИГАиК. — 1994. — С. 45–46.

31. Поляков А.А., Цветков В.Я. Информационные технологии в управлении. — М.: МГУ факультет государственного управления, 2007. — 138 с.

32. Цветков В.Я. Информационное управление. — LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Saarbrücken, Germany, 2012. — 201 с.

33. Замышляев А.М. Информационное управление в транспортной сфере // Наука и технологии железных дорог. — 2017. — № 4 (4). — С. 11–24.

34. Александров А.В. Интеллектуальное управление // Славянский форум, 2016. — № 1 (11). — С. 15–22.

35. Шайтура С.В. Использование геопорталов в электронной коммерции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2015. — №2. — С. 120–127.

36. Чехарин Е.Е. Информационные единицы в языке предикатов // ИТНОУ: Информационные технологии в науке, образовании и управлении. — 2018. — №6. — С. 15–21.

37. Tsvetkov V.Ya. Information Units as the Elements of Complex Models // Nanotechnology Research and Practice. — 2014. — Vol. (1). — №1. — Р. 57–64.

38. Кудж С.А. Тринитарные информационные единицы // Славянский форум. — 2016. — № 4 (14). — С. 137–143.

39. Булгаков С.В. Информационное соответствие в геоинформационном моделировании // Славянский форум. — 2017. — № 4 (18). — С. 7–13.

40. Цветков В.Я. Информационное соответствие // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2016. — №1–3. — С. 454–455.

41. Оболяева Н.М. Системный подход к анализу качества образования // Управление образованием: теория и практика. — 2012. — №3. — С. 101–105.

42. Савиных В. Системность в диссертационных исследованиях // Образовательные ресурсы и технологии. — 2015. — №2 (10). — С. 92–98.

43. Цветков В.Я. Теория систем: Монография. — М.: МАКС Пресс, 2018. — 88 с.

44. Иванников А.Д., Тихонов А.Н. Основные положения концепции создания системы образовательных порталов // Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. науч. ст. — 2003. — Т. 1. — С. 3–45.

45. Тымченко Е.В., Цветков В.Я. Портально-сетевые комплексы для целей дошкольного образования // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. — №2. — С. 32–40.

46. Болбаков Р. Г., Цветков В.Я. Информационно когнитивные методы оценки качества образовательных порталов // Славянский форум. — 2017. — № 1 (15). — С. 50–58.

47. Неделькин А. А. Возможности использования гипертекстов и история их развития // Славянский форум. — 2015. — № 3 (10). — С. 190–199.

48. Шайтура С.В., Сумзина Л.В., Кочетков А.С., Кудров Ю.В. Конструкция объектов геоинформационного сервиса (учебное пособие) / Министерство юстиции Республики Болгария, Институт гуманитарных наук, экономики и информационных технологий. — Бургас, 2017. — 305 c.

49. Дик В.В., Шайтура С.В. Жизненный цикл информационных систем // Вестник МГТУ МИРЭА. — 2014. — №3 (4). — С. 116–129.

50. Дик В.В., Шайтура С.В. Жизненный цикл информационных систем // Славянский форум. — 2012. — №1 (1). — С. 180–189.

51. Шайтура С.В. Жизненный цикл информационных систем // Конструкторское бюро. — 2016. — № 12 (125). — С. 48–51.

52. Германов В.Е., Шайтура С.В. Классификация стратегий продвижения стартапов электронной коммерции // Славянский форум. — 2012. — №2 (2). — С. 154–163.

53. Германов В.Е., Шайтура С.В. Методика разработки стартапа электронной коммерции // Славянский форум. — 2013. — №2 (4). — С. 48–55.

54. Германов В.Е., Шайтура С.В. Моделирование стартапов электронной коммерции на рынке товаров и услуг // Славянский форум. — 2012. — №1 (1). — С. 171–176.

55. Германов В.Е., Шайтура С.В. Проектирование систем электронной коммерции // Славянский форум. — 2013. — №2 (4). — С. 42–47.

Существующая система информационных ресурсов Интернет [1] не решает задачи информационного обеспечения учебного и научного процессов из‑за замусоренности информации. Любой студент двоечник может написать что угодно, и эта информация воспринимается как равнозначная информации научно обоснованной и проверенной. Решение указанной проблемы достигается путем создания на единой технологической и методологической основе системы образовательных порталов [2] — от федерального отраслевого и регионального масштаба до порталов и библиотек отдельно взятых учебных учреждений, их подразделений, научных школ и т. п. При этом порталы представлены образовательными организациями, а не частными лицами. Следует отметить, что многочисленные частные фирмы, решающие прикладные задачи, беззастенчиво переписывают информацию из справочников и чужих статей, никогда не ссылаясь на авторов или источник‑оригинал. Это ставит задачу управления сетевыми учебными ресурсами [3].

Существующее понятие «информационная конструкция» [4–7] удобно использовать для описания разных систем и моделей, включая распределенные системы. В информационном аспекте портал [8] — это информационная система. В системном аспекте портал — это распределенная система [9, 10]. В сетевом аспекте [6, 11] портал представляет собой сетевой узел или комплекс узлов, подключенный к Интернету по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом. В пользовательском аспекте портал сервисная система [12], предоставляющая единый с концептуальной и содержательный доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на целевую аудиторию.

В широком смысле web-портал представляет собой усовершенствованный web-сайт для целевой аудитории. Портал является точкой информационного взаимодействия пользователя или аудитории с информационным пространством хранилища информации. Важным сервисом портала, направленным на удержание клиента, является сервис справочной службы: тематический предметный поиск, рубрикаторы, индексы и т.д.

Для Цитирования:
Чехарин Е. Е., Конструирование образовательных порталов. Конструкторское Бюро. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: