Существующая система информационных ресурсов Интернет [1] не решает задачи информационного обеспечения учебного и научного процессов из‑за замусоренности информации. Любой студент двоечник может написать что угодно, и эта информация воспринимается как равнозначная информации научно обоснованной и проверенной. Решение указанной проблемы достигается путем создания на единой технологической и методологической основе системы образовательных порталов [2] — от федерального отраслевого и регионального масштаба до порталов и библиотек отдельно взятых учебных учреждений, их подразделений, научных школ и т. п. При этом порталы представлены образовательными организациями, а не частными лицами. Следует отметить, что многочисленные частные фирмы, решающие прикладные задачи, беззастенчиво переписывают информацию из справочников и чужих статей, никогда не ссылаясь на авторов или источник‑оригинал. Это ставит задачу управления сетевыми учебными ресурсами [3].
Существующее понятие «информационная конструкция» [4–7] удобно использовать для описания разных систем и моделей, включая распределенные системы. В информационном аспекте портал [8] — это информационная система. В системном аспекте портал — это распределенная система [9, 10]. В сетевом аспекте [6, 11] портал представляет собой сетевой узел или комплекс узлов, подключенный к Интернету по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом. В пользовательском аспекте портал сервисная система [12], предоставляющая единый с концептуальной и содержательный доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на целевую аудиторию.
В широком смысле web-портал представляет собой усовершенствованный web-сайт для целевой аудитории. Портал является точкой информационного взаимодействия пользователя или аудитории с информационным пространством хранилища информации. Важным сервисом портала, направленным на удержание клиента, является сервис справочной службы: тематический предметный поиск, рубрикаторы, индексы и т.д.