Проектирование железных дорог и других сооружений основано на использовании пространственных моделей и пространственной информации, получаемой в геоинформационных системах и технологиях [1–3]. При проектировании применяют разные виды моделирования. В геоинформатике есть специфическое моделирование, которое применяется только в геоинформационных системах. Это геоинформационное моделирование [4, 5]. Геоинформационное моделирование дает основание говорить о геоинформационном проектировании как проектировании, основанном на геоинформационном моделировании и использовании пространственных моделей и геоданных. Геоинформационное проектирование включает в себя конструирование геоинформационных сервисов [6, 7], учитывает пространственные отношения [8] и геореференции [9, 10]. Геоинформационное проектирование решает прикладные задачи — получение трехмерных и двухмерных проектов. Геоинформационное проектирование позволяет получать не только проект, но и пространственное знание [11, 12]. Геоинформационное проектирование опирается на пространственный анализ и использует качественные пространственные рассуждения [13]. Целесообразность развития технологий проектирования на основе использования ГИС определяется возможностями геоинформационных систем и технологий. Особенность геоинформационного проектирования в том, что оно опирается на использование цифровых моделей рельефа как основы для выноса проекта в натуру. Применение цифрового моделирования для решения проектных задач [14] известно и новым не является. Понятие геоинформационного проектирования является новым и требует всестороннего анализа, включая системный анализ.
Существуют разные виды сложных систем: технологические [15], информационные [16], алгоритмические, технические [17, 18], организационные [19] и другие. При всем многообразии систем они имеют общий системный подход и общий системный анализ. Применение системного анализа для пространственных объектов достаточно часто используется [20] как радикальный метод устранения неопределенности и создания целостности проекта.