В 2025 г. продолжается совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на противодействие коррупции. Приводим действующие нормативные правовые акты (НПА) Российской Федерации.
Статья посвящена проблемам регулирования миграционного учета в Российской Федерации и предложениям по его совершенствованию. Авторами подчеркивается важность эффективного иммиграционного контроля для обеспечения национальной безопасности и предотвращения преступлений, связанных с нелегальной миграцией. В работе рассматривается статистика правонарушений, совершенных мигрантами, и необходимость введения новых механизмов контроля, таких как соглашение о лояльности, биометрическая идентификация и создание цифрового профиля мигрантов. Предлагаются законодательные инициативы, направленные на усиление ответственности за нарушение миграционного законодательства и ограничение въезда в страну для лиц с судимостью. Обосновывается необходимость внедрения современных технических средств для повышения эффективности пограничного контроля и предотвращения фальсификации документов. Таким образом, статья представляет собой комплексный анализ существующих проблем и путей их решения в области миграционного учета и контроля.
В статье рассматриваются позиции ученых, а также судов относительно возможности обязать работодателя заключить трудовой договор с лицом, которому необоснованно отказано в приеме на работу. Анализируется правовая позиция Верховного Суда РФ по данному вопросу, а также возможные последствия и проблемы, по которым судебная практика пока не сформирована.
В статье исследуются предусмотренные ст. 312.8 Трудового кодекса РФ специальные основания прекращения трудового договора с дистанционными работниками; делаются выводы об особенностях прекращения трудового договора по данным основаниям; отмечаются проблемы, возникающие при применении анализируемых норм, в частности наличие оценочных категорий, закрепление терминов, легальные определения которых не приводятся; предлагается решение проблем, возникающих в процессе применения норм, регулирующих прекращение трудового договора.
В статье рассматривается актуальная проблема материального стимулирования работников, сообщающих о фактах коррупции в организации. Основное внимание уделяется разработке комплексного подхода к созданию системы вознаграждения за сообщение о коррупционных правонарушениях. Предложена методика определения значимости информации и расчета размера вознаграждения в зависимости от этой значимости. Подробно описаны формы материального и нематериального поощрения. Особое значение придается процедуре проверки достоверности информации и оценке ее значимости с учетом масштаба правонарушения, актуальности сведений и наличия доказательственной базы. Предлагается использовать балльную систему оценки и коллегиальное рассмотрение каждого случая. Статья представляет практический интерес для организаций, разрабатывающих антикоррупционную политику, и может служить основой для совершенствования механизмов противодействия коррупции в различных сферах деятельности.
В настоящее время существует большое количество споров по признанию отношений, регулируемых гражданско-правовым договором между юридическим лицом, с одной стороны, и самозанятым, в том числе индивидуальным предпринимателем, трудовыми. При этом такие споры в основном рассматриваются арбитражными судами в тех случаях, когда организации не согласны с решениями налоговых органов о доначислении налогов. В указанных решениях налоговые органы обосновывают доначисление налогов указанием на то, что гражданско-правовыми договорами подменяются трудовые договоры с целью уменьшения налогооблагаемой базы. Авторы статьи анализируют судебную практику и предлагают внести изменения в законодательство с целью эффективной защиты трудовых прав граждан.
В статье проводится анализ решений Конституционного Суда РФ последних лет, выявляя значение сформулированных в них правовых позиций в восполнении пробелов и преодолении коллизий в трудовом законодательстве. По мнению авторов, социально ориентированные акты Конституционного Суда РФ определяют судьбу закона, иного правового акта или отдельных правовых норм, устанавливают порядок правоприменения, воплощая в соответствии с этим результаты своей государственно-властной деятельности, отражая единство юрисдикционного правоприменения и судебного нормотворчества.
Глобальная ситуация в экономике, демографические проблемы, цифровизация общественной жизни, запрос со стороны государства на рост производительности труда неизбежно приводят к повышению значимости наработок в области нахождения и использования всех возможных резервов роста эффективности. Однако из-за нежелания успешных предприятий афишировать лучшие практики повышения производительности труда, специфику бизнеса в каждом конкретном случае и другие факторы универсальных решений и инструментов в открытых источниках практически нет. В работе представлены рекомендации по проведению оптимизации организационной структуры предприятия как эффективного инструмента повышения производительности труда: типовые подходы, нормативы численности и нормы управляемости, этапы реализации изменений. Предложенные инструменты и рекомендации по их использованию могут быть востребованы в любой организации, которой необходимо повысить эффективность, производительность труда, сократить численность за счет уменьшения количества уровней управления, самостоятельных подразделений с учетом актуальных норм управляемости.
В статье анализируется понятие человекоцентричности как один из популярных трендов последних лет. На основе Национального стандарта РФ выделены ключевые принципы человекоцентричности, для каждого из которых подобраны количественные и качественные метрики, позволяющие не только диагностировать уровень их реализации в организации, но и выявлять степень выраженности отдельных аспектов.
Статья посвящена исследованию методов защиты сотрудников крупных компаний, ставших инициаторами обращений по фактам коррупции. Рассматриваются существующие подходы, нормативно-правовые основы и практические инструменты, обеспечивающие безопасность и юридическую поддержку информаторов. Особое внимание уделено примерам успешного опыта крупнейших российских компаний («Газпром», Сбербанк, ОАО «РЖД») и международных организаций (General Electric, GE HealthCare).
В статье рассмотрены вопросы, связанные с введением практики формирования национального рейтинга образовательных организаций. Приведены практические примеры участия в рейтинговых исследованиях на примере конкретного вуза. Изучены проблемы и перспективы внедрения института национального рейтинга образовательных организаций. Определены роль и значение национального рейтинга и новые возможности внедрения такого механизма. Обращено внимание на взаимосвязь национального рейтинга с деловой репутацией вуза.
В статье исследуется потенциал использования студенческих строительных отрядов (ССО) в целях формирования кадрового резерва промышленного предприятия. Проведен анализ этапов реализации пилотного проекта на базе одного крупного российского предприятия, включающий определение целей, задач и описание последовательных этапов внедрения. В работе также рассмотрены параметры бюджета проекта и выявлены возможные сложности и риски, связанные с реализацией данного инструмента. Полученные результаты позволяют предложить рекомендации по совершенствованию системы кадрового резерва на промышленных и строительных предприятиях, а также служат основой для повышения эффективности управления кадровым потенциалом организации.
В статье обобщены подходы и представлены основные составляющие внутренней социальной политики организации. Установлено, что неотъемлемой частью стратегического управления современными организациями является корпоративная социальная ответственность, важную роль в которой играет внутренняя социальная политика как фактор повышении благосостояния сотрудников, укрепления корпоративной культуры и повышения репутации организации-работодателя. Представлены результаты исследования удовлетворенности сотрудников уровнем внутренней социальной политики торгового дома «Корда», а также выявлены проблемные зоны и перспективы развития внутренней социальной политики организации. Результаты исследования позволили разработать модель управления развитием внутренней социальной политики торгового дома «Корда».
В настоящей статье рассмотрено, какие обязательные мероприятия, действия, документы по охране труда на микропредприятии, а также установленные сроки их проведения после принятия решения о создании организации предусмотрены трудовым законодательством.
Статья "Памятка Минтруда России «Закрепление обязанностей работников организации, связанных с предупреждением коррупции, ответственность и стимулирование»" Журнал "Кадровик /
HR Manager"