Под самозанятыми в данной статье понимаются лица в узком понимании этого слова, а именно те, кто не зарегистрирован в качестве индивидуальных предпринимателей и применяют специальный налоговый режим при получении профессионального дохода (ст. 2 Федерального закона от 27.11.2018 №422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход».
Также в статье проанализирована судебная практика арбитражных судов по признанию трудовыми отношений между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, так как положение граждан, которых работодатели заставляют регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей для снижения налоговой базы, идентично положению самозанятых. Более того, многие авторы используют термин «самозанятые» в широком смысле, включая в это понятие и индивидуальных предпринимателей.
Работа в качестве самозанятого многими учеными рассматривается как одна из нестандартных форм занятости. По мнению Т.Ю. Коршуновой, такой труд можно отнести к неустойчивой занятости [1].
Как указывают Ю. Д. Жукова и А. Д. Подмаркова, от работника самозанятый гражданин отличается прежде всего принятием всех рисков деятельности и, соответственно, нераспространением на него гарантий, предусмотренных ТК РФ. Также готовностью оказывать услуги неопределенному кругу лиц, а не единственному работодателю; свободой от указаний работодателя и его правил, самостоятельным определением режима рабочего времени и объема выполняемой работы; выступлением в обороте от своего имени и самостоятельным несением ответственности перед его участниками [2].
Не все граждане недовольны такой формой занятости, многих она устраивает в силу ряда причин. Как правило, в арбитражный суд обращаются налоговые органы, которые часто вполне обоснованно полагают, что используя труд самозанятых, юридические лица получают необоснованную налоговую экономию в виде разницы между уплатой самозанятыми (в том числе организациями за самозанятых) налога на профессиональный доход по ставке 6 %, вместо исчисления и уплаты в бюджет НДФЛ (13 %) и страховых взносов (30%).