За последние годы организации активно внедряют тренд человекоцентричности, осознавая ее важность. Согласно исследованию, проведенному Высокой школой бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», именно человекоцентричность стала одним из наиболее востребованных направлений среди HR-специалистов в 2025 г. [1]. По данным другого исследования, у каждой третьей компании человекоцентричность всегда была в фокусе бизнеса [2]. В рейтинге HR-трендов 2024–2025 гг. («HR-метр 2024», Экопси) человекоцентричность и благополучие персонала занимают второе место (39 %) наравне с инициативами по удержанию и внутреннему развитию сотрудников [3]. Как показывают исследования, тема человекоцентричности не теряет актуальности уже третий год подряд, захватывая все новые аспекты взаимодействия между компаниями и их сотрудниками.
Работодатели на рынке понимают и позиционируют человекоцентричность по-разному. Одни делают акцент на программах благополучия или создания позитивного опыта сотрудников, другие акцентируют внимание на профессиональном и личностном развитии, а также на хороших условиях труда.
Человекоцентричность можно определить как свойство организаций, когда их деятельность ориентирована на соблюдение интересов человека как личности, части рабочей команды и члена общества [4].
В философии она рассматривается как «мировоззрение, в котором центральное место занимает человек как высшая ценность». Это направление философии утверждает, что смысл существования мира заключается в человеке и его потребностях [5].
В психологии человекоцентричность рассматривается как «подход, который ставит в центр внимания потребности, переживания и развитие личности» [6]. Это понятие часто связано с гуманистической психологией, где основной акцент делается на самореализации и личностном росте.
В контексте управления персоналом человекоцентричность подразумевает «ориентацию компании на удовлетворение потребностей сотрудников, создание условий для их профессионального роста и благополучия» [7]. Это проявляется в таких аспектах, как соблюдение прав сотрудников, обеспечение безопасной рабочей среды и поддержка гармоничного сочетания трудовой деятельности и личного пространства.