По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Метрики человекоцентричности: как оценить уровень заботы о сотрудниках

Погудина Ксения Александровна магистрант, Уральский государственный экономического университет, г. Екатеринбург
Шавровская Марина Николаевна канд. экон. наук, доцент, Уральский государственный экономического университет, г. Екатеринбург

В статье анализируется понятие человекоцентричности как один из популярных трендов последних лет. На основе Национального стандарта РФ выделены ключевые принципы человекоцентричности, для каждого из которых подобраны количественные и качественные метрики, позволяющие не только диагностировать уровень их реализации в организации, но и выявлять степень выраженности отдельных аспектов.

Литература:

1. Фуколова Ю. Идеи управления. В управлении кадрами усиливается человекоцентричный подход» // Ведомости [Электронный ресурс]. — URL: https://www.vedomosti.ru/ideas/personnel/articles/2024/12/23/1083244-v-upravlenii-kadrami-usilivaetsya (дата обращения: 08.06.2025).

2. Новое время новые вызовы: экономика, технологии, люди [Электронный ресурс]. — URL: https://okoloretail.ru/wp-content/uploads/2024/03/hh_trendy-rynka_2024-56-str.pdf.

3. Куропаткина В., Андропова К. Человекоцентричность vs цифровизация. «ЭКОПСИ Консалтинг», МТС, Линк [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.ecopsy.ru/upload/iblock/06d/acshcfnonww13vjg737o3jc3u62yisy9/MTS_ CHelovekotsentrichnost_vs_avtomatizatsiya_Kak_nayti_balans_1.pdf.

4. «Индекс человекоцентричности компаний. Аналитический отчет 2023 год // Корпоративная академия Росатом [Электронный ресурс]. — URL: https://rosatom-academy.ru/media/research/chelovekocentrichnost/indeks-chelovekocentrichnosti/?sphrase_id=15096 .

5. Лопатин П. В. Антропоцентризм в философии. — СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2008.

6. Маслоу, А. Мотивация и личность. — СПб.: Питер, 1999.

7. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. — СПб.: Питер, 2017.

8. ГОСТ Р ИСО 27500 Эргономика. Организация, ориентированная на человека. Общие принципы.

9. Антистресс: как измерить уровень тревожности в компании? [Электронный ресурс]. — URL: https://www.startexam.ru/journal/trends/antistress-kak-izmerit-uroven-trevozhnosti-v-kompanii/.

10. Что такое Happy Индекс? [Электронный ресурс]. — URL: https://happyjob.ru/happy-index/ (дата обращения: 25.06.2025).

11. Q12: ведущий в мире опросник для оценки вовлеченности сотрудников [Электронный ресурс]. — URL: https://www.gallup.com/q12-employee-engagement-survey/.

12. Отзывы сотрудников и оценка компании на hh.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://hh.ru/article/dreamjob.

За последние годы организации активно внедряют тренд человекоцентричности, осознавая ее важность. Согласно исследованию, проведенному Высокой школой бизнеса Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», именно человекоцентричность стала одним из наиболее востребованных направлений среди HR-специалистов в 2025 г. [1]. По данным другого исследования, у каждой третьей компании человекоцентричность всегда была в фокусе бизнеса [2]. В рейтинге HR-трендов 2024–2025 гг. («HR-метр 2024», Экопси) человекоцентричность и благополучие персонала занимают второе место (39 %) наравне с инициативами по удержанию и внутреннему развитию сотрудников [3]. Как показывают исследования, тема человекоцентричности не теряет актуальности уже третий год подряд, захватывая все новые аспекты взаимодействия между компаниями и их сотрудниками.

Работодатели на рынке понимают и позиционируют человекоцентричность по-разному. Одни делают акцент на программах благополучия или создания позитивного опыта сотрудников, другие акцентируют внимание на профессиональном и личностном развитии, а также на хороших условиях труда.

Человекоцентричность можно определить как свойство организаций, когда их деятельность ориентирована на соблюдение интересов человека как личности, части рабочей команды и члена общества [4].

В философии она рассматривается как «мировоззрение, в котором центральное место занимает человек как высшая ценность». Это направление философии утверждает, что смысл существования мира заключается в человеке и его потребностях [5].

В психологии человекоцентричность рассматривается как «подход, который ставит в центр внимания потребности, переживания и развитие личности» [6]. Это понятие часто связано с гуманистической психологией, где основной акцент делается на самореализации и личностном росте.

В контексте управления персоналом человекоцентричность подразумевает «ориентацию компании на удовлетворение потребностей сотрудников, создание условий для их профессионального роста и благополучия» [7]. Это проявляется в таких аспектах, как соблюдение прав сотрудников, обеспечение безопасной рабочей среды и поддержка гармоничного сочетания трудовой деятельности и личного пространства.

Для Цитирования:
Погудина Ксения Александровна, Шавровская Марина Николаевна, Метрики человекоцентричности: как оценить уровень заботы о сотрудниках. Кадровик. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: