По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331

Управление развитием внутренней социальной политики организации: кейс торгового дома «Корда»

Сазыкина Ольга Анатольевна канд. экон. наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, E-mail: soa02041978@bk.ru, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»
Филимонов Дмитрий Валерьевич студент, E-mail: Dmitriy240304@mail.ru, ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства»

В статье обобщены подходы и представлены основные составляющие внутренней социальной политики организации. Установлено, что неотъемлемой частью стратегического управления современными организациями является корпоративная социальная ответственность, важную роль в которой играет внутренняя социальная политика как фактор повышении благосостояния сотрудников, укрепления корпоративной культуры и повышения репутации организации-работодателя. Представлены результаты исследования удовлетворенности сотрудников уровнем внутренней социальной политики торгового дома «Корда», а также выявлены проблемные зоны и перспективы развития внутренней социальной политики организации. Результаты исследования позволили разработать модель управления развитием внутренней социальной политики торгового дома «Корда».

Литература:

1. Аксенова Е. И. Корпоративные практики управления здоровьем сотрудников: обзор / Е. И. Аксенова, С. Ю. Горбатов, Н. Н. Камынина [Электронный ресурс]. — М.: ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, 2022.

2. Божук С. Г. Корпоративная социальная ответственность: учебник для вузов / С. Г. Божук, В. В. Кулибанова, Т. Р. Тэор. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2024. — 226 с.

3. Корпоративная социальная ответственность: учебник и практикум для вузов / Э. М. Коротков и др.; под ред. Э. М. Короткова. — 3-е изд. — М.: Юрайт, 2024. — 404 с.

4. Завьялова Е. Б. Корпоративная социальная ответственность: учебник для вузов / Е. Б. Завьялова, Ю. К. Зайцев, Н. В. Студеникин. — М.: Юрайт, 2024. — 125 с.

5. Тульчинский Г. Л. Корпоративная социальная ответственность: технологии и оценка эффективности: учебник и практикум для вузов / Г. Л. Тульчинский. — М.: Юрайт, 2024. — 338 с.

6. Файоль А. Общее и промышленное управление / Анри Файоль — М.: Книга по треб-нию, 2022. — 128 с.

7. Hasan Samiul. Corporate Social Responsibility and the Three Sectors in Asia: How Conscious Engagement Can Benefit Civil Society / Samiul Hasan, Editor. — 2017. Nonprofit and Civil Society Studies.

8. Mahoney L., & Thorne, L. (2005). Corporate Social Responsibility and LongTerm Compensation: Evidence from Canada. Journal of Business Ethics, 57 (3), 241–253.

9. Sutō Megumi and Hitoshi Takehara. Corporate Social Responsibility and Corporate Finance in Japan / Megumi Suto, Hitoshi Takehara. 2018. Advances in Japanese Business and Economics; v. 17.

10. Utz Sebastian. Over‐investment or Risk Mitigation? Corporate Social Responsibility in Asia‐Pacific, Europe, Japan, and the United States. Review of Financial Economics. 36.2 (2018): 167–93.

11. Zyglidopoulos S., Williamson P., & Symeou, P. (2016). The Corporate Social Performance of Developing Country Multinationals. Business Ethics Quarterly. 26 (3), 379–406.

12. Дорожкина Т. В., Крутиков В. К., Аракелян С. А., Федорова О. В. Корпоративная социальная ответственность: Учебно-методическое пособие. — Калуга: Эйдос, 2015. — 178 с.

13. Ляпкина Н. А., Чугунова И. В. Корпоративная социальная ответственность: Учебное пособие для студентов всех форм обучения экономических направлений подготовки / Рубцовский индустриальный институт. — Рубцовск, 2021. — 44 с. — С. 4.

14. Канаева О. А. 60 лет дискуссии о корпоративной социальной ответственности. Европейская исследовательская ассоциация OIKONOMOS. [Электронный ресурс]. — URL: http://era-oikonomos.org/60-let-diskussii-okorporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 22.10.2024)

15. Зверева Т. В. Социальная ответственность как способ гармонизации интересов бизнеса и власти / Т. В. Зверева // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2011. — № 4. — С. 88.

16. Костенькова Т. А. Социальная политика как фактор стратегического развития организации // Вопросы отраслевой экономики. — 2024. — № 3 (7). — С. 78–86.

17. Семиколеннова Ю. А. Совершенствование системы управления внутренней социальной политикой бизнес-организаций: возможности стратегического подхода // Социология. — 2024. — № 1. — С. 70–78.

18. Красноярова Е. В. Социальная ответственность работодателя: постановка проблемы // Кадровик. — 2020. — № 4. — С. 8–14.

19. Озерникова Т. Работодатель с «человеческим лицом»: как происходит трансформация социальной ответственности бизнеса в условиях кризиса // Кадровик. — 2009. — № 11-1. — С. 20–26.

20. Трещевский Ю., Никитина Л. Работники предприятия как объект корпоративной социальной ответственности // Кадровик. — 2010. — № 9-1. — С. 18–23.

Возрастающий интерес к управлению внутренней социальной политикой организаций обусловлен повышением степени зависимости эффективности действий сотрудников от реализуемых социальных мер, предлагаемых компанией-работодателем. Однако основным проблемным полем здесь выступает отсутствие регламентированного и общепринятого механизма управления, являющегося важным элементом успешного функционирования современной компании [1].

Человеческий капитал, выражающийся в знаниях, здоровье, производительном труде и качестве жизни, играет важную роль в повышении конкурентоспособности стран, регионов и бизнеса. Вследствие этого появляется потребность в привлечении бизнеса и коммерческих организаций к софинансированию решения вопросов общественного развития. Кроме того, в условиях нестабильности российской экономики государству все сложнее выполнять свои социальные обязательства. Бизнес, следующий принципам социальной ответственности, может способствовать обеспечению полноценной социальной политики, проявляя социальную активность не только в рамках предприятия, но и в целом по отношению ко всему окружающему сообществу.

Наиболее распространенными элементами социального пакета являются дополнительные денежные выплаты (90 %), материальная помощь нуждающимся работникам (90 %).

В мировой научной литературе существует множество подходов к содержанию понятия «корпоративная социальная ответственность (КСО)». Отечественные исследования проблем корпоративной социальной ответственности представлены такими учеными, как: С. Г. Божук [2], Э. М. Коротков [3], Е. Б. Завьялова [4], Г. Л. Тульчинский [5] и др. Среди зарубежных ученых следует отметить А. Файоль [6] Hasan Samiul [7], Mahoney L. [8], Sutō Megumi [9], Utz Sebastian [10], Zyglidopoulos S. [11] и др.

По мнению ряда исследователей, «корпоративная социальная ответственность (КСО) — это реализация интересов компании посредством обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества» [12, 13].

Для Цитирования:
Сазыкина Ольга Анатольевна, Филимонов Дмитрий Валерьевич, Управление развитием внутренней социальной политики организации: кейс торгового дома «Корда». Кадровик. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: