Возрастающий интерес к управлению внутренней социальной политикой организаций обусловлен повышением степени зависимости эффективности действий сотрудников от реализуемых социальных мер, предлагаемых компанией-работодателем. Однако основным проблемным полем здесь выступает отсутствие регламентированного и общепринятого механизма управления, являющегося важным элементом успешного функционирования современной компании [1].
Человеческий капитал, выражающийся в знаниях, здоровье, производительном труде и качестве жизни, играет важную роль в повышении конкурентоспособности стран, регионов и бизнеса. Вследствие этого появляется потребность в привлечении бизнеса и коммерческих организаций к софинансированию решения вопросов общественного развития. Кроме того, в условиях нестабильности российской экономики государству все сложнее выполнять свои социальные обязательства. Бизнес, следующий принципам социальной ответственности, может способствовать обеспечению полноценной социальной политики, проявляя социальную активность не только в рамках предприятия, но и в целом по отношению ко всему окружающему сообществу.
Наиболее распространенными элементами социального пакета являются дополнительные денежные выплаты (90 %), материальная помощь нуждающимся работникам (90 %).
В мировой научной литературе существует множество подходов к содержанию понятия «корпоративная социальная ответственность (КСО)». Отечественные исследования проблем корпоративной социальной ответственности представлены такими учеными, как: С. Г. Божук [2], Э. М. Коротков [3], Е. Б. Завьялова [4], Г. Л. Тульчинский [5] и др. Среди зарубежных ученых следует отметить А. Файоль [6] Hasan Samiul [7], Mahoney L. [8], Sutō Megumi [9], Utz Sebastian [10], Zyglidopoulos S. [11] и др.
По мнению ряда исследователей, «корпоративная социальная ответственность (КСО) — это реализация интересов компании посредством обеспечения социального развития ее коллектива и активного участия компании в развитии общества» [12, 13].