Повышение качества и содержательности туристских услуг по-прежнему остается главным приоритетом развития туриндустрии. Вопросам оценки и повышения качества туристского продукта посвящены труды современных и зарубежных ученых, специалистов-практиков. Совершенствуется и развивается методическая база оценки качества услуг. Это позволяет предприятиям туриндустрии сделать свои услуги более востребованными и привлекательными, более конкурентоспособными и жизнеспособными по сравнению с услугами других предприятий отрасли. Данная статья посвящена вопросам оценки и повышения качества услуг старейшего и уникального музея г. Кирова — дома-музея М.Е. Салтыкова-Щедрина. Оценка качества услуг музея проводилась тремя методами: «тайного покупателя», анализа отзывов и книги жалоб и предложений и метода NPS, выявлены недостатки в качестве услуг музея и предложены рекомендации.
В работе на основе анализа законодательства, материалов судебной практики и правовой доктрины, а также с учетом современных реалий гостиничного бизнеса выявляются особенности реализации потребителями (заказчиками) и гостиничными организациями права на заявление одностороннего отказа от исполнения договора и изменение в одностороннем порядке условий обязательства по предоставлению гостиничных услуг. Формулируются и разрешаются вопросы о правовых последствиях реализации права на односторонний отказ или одностороннее изменение условий обязательства — допустимости взыскания неустойки, удержания фактически понесенных расходов, отказа гостиничной организации от предоставления услуг в связи с особенностями личности потребителя, наличия форс-мажора и угроз безопасности, отсутствия возможностей оказания услуг вследствие овербукинга и т. д.
В статье рассматривается актуальная задача управления лояльностью потребителя гостиничных услуг в условиях турбулентности гостиничного бизнеса. Новизна предлагаемых решений заключается в синергии, достигаемой применением комплекса маркетинговых коммуникаций, информационных технологий и управлением персоналом, а также нетрадиционных и инновационных технологий для удержания клиентов и сохранения объемов оказания гостиничных услуг, что в итоге позволит влиять на уровень лояльности клиентов гостиничных предприятий. Предлагается использовать технологии искусственного интеллекта для оказания услуг, компетентностный подход для формирования и развития персонала, маркетинговые коммуникации, в том числе на основе информационных технологий для обеспечения гостиничным предприятиям стратегического превосходства на рынке услуг в сфере гостеприимства.
Статья посвящена комплексному проекту кейс-чемпионата «Профессионалы гостеприимства» для студентов вузов и колледжей, реализованному в Московском гуманитарном университете с сентября по декабрь 2022 г. при поддержке Фонда президентских грантов. Изложены цели и задачи, основные модули и результаты проекта. Проанализирована эффективность применения методов проектного обучения в процессе подготовки бакалавров по направлениям «Туризм» и «Гостиничное дело». Дано краткое обобщение опыта, полученного при реализации проекта, который может быть востребован при организации учебного процесса в вузах.
В представленной работе рассмотрены современные практики разработки и применения профессиональных стандартов в практической деятельности и сфере подготовки специалистов для туристской отрасли, оценен образовательный и практический потенциал утвержденного профессионального стандарта «Экскурсовод (гид)» и проекта профессионального стандарта «Специалист по формированию, продвижению и реализации туристского продукта». Сделаны выводы о необходимости обязательного, всестороннего и грамотного учета положений профессиональных стандартов при разработке образовательных стандартов для системы высшего и среднего образования, примерных основных образовательных программ.
Статья рассматривает роль и возможности применения современных информационных технологий в гостиничном бизнесе. На основе результатов анализа применения современных информационных технологий в гостиничном предприятии Петрозаводска разработаны рекомендации для преодоления проблемы использования информационных технологий в гостиничном бизнесе.