По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Синергия маркетинговых коммуникаций, информационных технологий и компетентностного подхода как фактор управления лояльностью клиентов гостиничного предприятия

Иванов А. М. кандидат военных наук, доцент, кафедра международного бизнеса и гостиничного дела, Российский университет дружбы народов, Московский государственный лингвистический университет, e-mail: 26ivanov@mail.ru

В статье рассматривается актуальная задача управления лояльностью потребителя гостиничных услуг в условиях турбулентности гостиничного бизнеса. Новизна предлагаемых решений заключается в синергии, достигаемой применением комплекса маркетинговых коммуникаций, информационных технологий и управлением персоналом, а также нетрадиционных и инновационных технологий для удержания клиентов и сохранения объемов оказания гостиничных услуг, что в итоге позволит влиять на уровень лояльности клиентов гостиничных предприятий. Предлагается использовать технологии искусственного интеллекта для оказания услуг, компетентностный подход для формирования и развития персонала, маркетинговые коммуникации, в том числе на основе информационных технологий для обеспечения гостиничным предприятиям стратегического превосходства на рынке услуг в сфере гостеприимства.

Литература:

1. Звягин, А.А., Красноженова, Г.Ф., Иванов, А.М. Инновационная экономика регионов: развитие индустрии гостеприимства посредством разработки модели экономически эффективного туристско-рекреационного кластера // А.А. Звягин, Г.Ф. Красноженова, А.М. Иванов // Экономика, предпринимательство и право. — 2021. — Т. 11.— №3.— С. 535–554.

2. Иванов, А.М. Формирование компетенций персонала в сфере гостеприимства в условиях перехода к шестому технологическому укладу с применением цифровых технологий как фактор стратегического превосходства // Инновационно-инвестиционный фундамент развития экономики общества и государства: от научных разработок к практике: Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции. — СПб., 2021. — С. 132–134.

3. На Раушской набережной открылся первый в России отель, полностью управляемый со смартфона // Москвич Mag [Электронный ресурс]. — URL: https://moskvichmag. ru/gorod/na-raushskoj-naberezhnoj-otkrylsya-pervyj-v-rossii-otel-polnostyu-upravlyaemyjso-smartfona/ (дата обращения: 09.12.2022).

1. Zvyagin, A.A., Krasnozhenova, G. F., Ivanov, A.M. Innovative economics of regions: development of the hospitality industry through the development of a model of an economically efficient tourist and recreational cluster. A.A. Zvyagin, G. F. Krasnozhenova, A.M. Ivanov. Economics, entrepreneurship and law, 2021, V. 11, No. 3, pp. 535–554.

2. Ivanov, A.M. Formation of staff competencies in the field of hospitality in the context of the transition to the sixth technological order with the use of digital technologies as a factor of strategic superiority. In the collection: "Innovation and investment foundation for the development of the economy of society and the state: from scientific developments to practice". Collection of scientific articles following the results of the international scientific-practical conference. St. Petersburg, 2021, pp. 132–134.

3. The first hotel in Russia, fully controlled from a smartphone, was opened on Raushskaya embankment. Editorial office Moskvich Mag. Available at: https://moskvichmag. ru/gorod/na-raushskoj-naberezhnoj-otkrylsya-pervyj-v-rossii-otel-polnostyu-upravlyaemyjso-smartfona/ (accessed: 09.12.2022).

Одним из основных современных мировых тенденций является смещение акцента активной деятельности в зону экономики знаний и сервисной экономики. Он определяет характер взаимодействия потребителя и поставщика услуг как более полное удовлетворение личных (специфических) потребностей клиентов [1]. Клиентоориентированность представляет собой основной приоритет деятельности предприятий и организаций гостиничной индустрии, являющихся непосредственными исполнителями оказания услуг в сервисной экономике, которые отлично понимают ее специфику. Индустрия гостеприимства, частью которой является гостиничный бизнес, представляет собой связанные общей целью организации (например, гостиницы, предприятия питания, туристические операторы и агентства, музеи, транспортные компании, информационные центры и т. п.). Их цель — удовлетворение разнообразных, порой разнонаправленных запросов и желаний потребителей, причем последние могут совершать деловые и туристические поездки, а также являться местными жителями.

Гостиничный бизнес в России переживает эпоху турбулентности. Налицо противоречивая ситуация, когда, с одной стороны, появляются новые возможности для развития гостиничной инфраструктуры, услуг за счет поддержки государства, создания льготных условий, финансовых вложений, а с другой — сворачивание, сжатие объема гостиничного бизнеса вследствие непредсказуемости внешней и внутренней среды. Перед собственниками гостиничных предприятий стоит сложная задача как минимум удержать клиентов, сохранить объемы оказания гостиничных услуг. Для этого нужно искать варианты применения как уже известных инструментов, так и нетрадиционных, инновационных технологий. Выбор обусловливается такими факторами, как размер гостиницы, наличие финансовых и в большей степени человеческих ресурсов, обладающих инновационными компетенциями.

Нововведения, основанные на высоких технологиях, выступают приоритетным фактором развития многих отраслей экономики страны. Гостиничная индустрия, безусловно, в их числе. Переход экономических отношений в цифровой формат влечет за собой трансформацию бизнесмоделей и бизнес-процессов гостиничных предприятий. Внедрение в гостиничную индустрию цифровых технологий, искусственного интеллекта пока проходит недостаточными темпами. В силу ряда причин (неопределенность, ограниченность финансовых ресурсов, недостаток компетентного для работы в условиях вызовов персонала) собственники и руководители гостиниц ограничиваются только автоматизацией базовых функций, в частности приема и обработки заказов, кассового обслуживания, онлайн-бронирования, а также оказанием услуг с применением дистанционных информационных технологий, социальных сетей, мобильных приложений и т. п. Это, конечно же, важно. Но не следует забывать, что именно высокие технологии очень изменили самих клиентов гостиничных организаций. Акценты сместились в сторону индивидуализации, выявления потребностей каждого гостя, его предпочтений, степени использования цифровых технологий для решения повседневных задач, порой желания сохранять конфиденциальность во время путешествия и проживания в гостинице. Обеспечение индивидуального подхода во многом будет способствовать формированию или поддержанию лояльности клиентов гостиницы, желания вновь ее посетить. Именно поэтому только применение высоких технологий не обеспечивает гостиничным предприятиям в настоящем и тем более не способно обеспечить в перспективе стратегического превосходства. Добиться этого возможно лишь за счет одновременного внедрения мировых трендов в развитии цифровых технологий, маркетинговых коммуникаций и управления персоналом как факторов обеспечения лояльности и ее повышения.

Для Цитирования:
Иванов А. М., Синергия маркетинговых коммуникаций, информационных технологий и компетентностного подхода как фактор управления лояльностью клиентов гостиничного предприятия. Гостиничное дело. 2023;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: