В статье предложена практическая реализация применения Системы сбалансированных показателей для оценки деятельности медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь, что особенно актуально при использовании подушевого способа оплаты медицинской помощи в системе ОМС, для объективного формирования показателей оценки результативности медицинской деятельности (модели конечного результата).
Федеральный уровень исполнительной власти в Российской Федерации определяет средние для страны нормативы обеспеченности населения медицинской помощью, и на уровне региона должна осуществляться «привязка» к особенностям региона, в том числе по уровню и структуре заболеваемости. В статье приводятся результаты анализа заболеваемости и смертности, позволяющие формировать объективную и эффективную территориальную программу ОМС.
Здравоохранение – это система, направленная на создание и укрепление здоровья нации, каждого человека, поддержание активной долголетней жизни граждан, предоставление им медицинской помощи в случае утраты здоровья. В экономическом аспекте здоровье выступает как социальный и личный ресурс для повседневной жизни.
Дальнейшее развитие метода клинико-статистических групп в отечественном здравоохранении и поэтапное увеличение их числа и критериев группировки раскрывает новые возможности для объективизации в оценке эффективности работы многопрофильного стационара. В статье предложены методические подходы к оценке сложности и эффективности работы больницы, реализующей круглосуточные условия оказания специализированной медицинской помощи.
Дискуссия среди организаторов здравоохранения, клиницистов и экономистов о «верном» выборе пути развития отечественной организационно-экономической модели здравоохранения становится особенно острой в период экономической стагнации экономики, когда большинство государственных социальных проектов, в том числе в сфере здравоохранения, «сворачиваются» и предлагается «переложить» социальные обязательства государства на плечи населения.
Существенные макроэкономические изменения, происходящие в стране, неизбежно находят отражение в деятельности всех отраслей народно хозяйственного комплекса вне зависимости от степени и уровня проведения реформ в каждой из них. В статье представлен опыт Владимирской области по совершенствованию оплаты медицинской помощи в системе ОМС.
При реализации Территориальной программы применяются способы оплаты, установленные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, ориентированные на обеспечение доступности и качества предоставляемой населению медицинской помощи. Специфика оплаты медицинской помощи в Приморском крае рассмотрена в данной статье.
В предыдущих публикациях автора была рассмотрена возможность использования показателя добавленных лет жизни с учетом ее качества (QALY, quality adjusted life years) в фармакоэкономике. В продолжение развития изучаемого направления в рамках настоящей статьи будут рассмотрены другие особенности фармакоэкономики, которые представляются полезными при реализации стратегии лекарственного обеспечения населения: использование анализа «влияние на бюджет» и фармакоэкономические подходы к ценообразованию на лекарственные препараты (ЛП).