Процесс реформ в системе здравоохранения начался с введения в 1993 году обязательного медицинского страхования всего населения страны. Целью проведения реформы стало совершенствование системы оказания медицинской помощи населению на основе изменения организации финансирования медицинских учреждений, то есть того основного звена, где, собственно, и осуществляется оказание медицинской помощи. Переход от системы финансирования медицинских организаций, при которой выделялись средства на содержание медицинских учреждений, к оплате оказанной учреждениями медицинской помощи должен стать основой новой системы взаимоотношений между потребителями и производителями медицинских услуг. Сложность такого перехода обусловила создание многоканальной системы финансирования медицинских учреждений, участвующих в реализации программы ОМС, при которой часть средств поступает в медицинские организации из бюджетных источников, а другая – на основе договоров со страховщиками ОМС за объем выполненных услуг застрахованному населению.
Следует отметить, что формирование и распределение финансовых потоков системы ОМС имеет ряд специфических особенностей. Так, объем средств, поступающих в систему в виде страховых взносов, единые размеры которых устанавливаются законом для всей территории страны, зависит от уровня экономического развития каждого региона и не связан с состоянием здоровья проживающего на его территории населения. Распределение поступивших в систему ОМС финансовых средств между страховщиками осуществляется по среднедушевым нормативам, размер которых устанавливается на каждой территории в зависимости от общего объема собранных страховых взносов, а уровень финансирования страховщика обусловлен количеством застрахованного им населения. Возмещение расходов медицинских учреждений осуществляется, как правило, по тарифам на медицинские услуги, принятым субъектами РФ, и в значительной степени отражает стоимость реализованной медицинской помощи населению в рамках территориальных программ ОМС. Более чем двадцатилетний практический опыт реализации способов оплаты медицинской помощи создал предпосылки для сравнения их экономической эффективности. Ограничение средств, направляемых на финансирование медицинских организаций, высокая степень износа основных фондов и нерациональное использование имеющихся ресурсов диктуют необходимость повышения эффективности их деятельности, в том числе за счет выбора оптимальной модели финансирования медицинских учреждений. Система оплаты работы медицинской организации должна оказывать воздействие на формирование экономического интереса работников в предоставлении оптимального объема медицинской помощи и обеспечение высокого качества профилактики и лечения, на рациональность использования и контроля над потреблением финансовых и материальных ресурсов, способствовать оптимизации планирования и прогнозирования расходов медицинского учреждения.