Страны Латинской Америки и Карибского бассейна являются важным и самоценным направлением внешней политики России. В свою очередь, Россия традиционно рассматривается латиноамериканцами как страна с уникальной, весомой и самостоятельной внешней политикой. Наше взаимодействие строится на деидеологизированной основе, не направлено против кого-либо и преследует только одну цель — взаимовыгодное сотрудничество в политической, торгово-экономической, инвестиционной, культурно-гуманитарной и других областях. Россия поддерживает многоформатные отношения как со всеми 33 странами ЛАКБ, так и с региональными интеграционными объединениями.
Обзор основных подходов к исследованию международного гуманитарного сотрудничества в Арктике. Автор изучает основные направления сотрудничества, рассматривает существующие проекты.
Параллельно укреплению и росту геостратегического значения Арктики возрастают международное внимание и интерес к самым северным регионам земного шара со стороны различных стран. Реакцией на эти изменения становится выработка арктической политики на национальном уровне как странами — арктическими державами, которые имеют непосредственный выход к арктическим водам и между которыми Арктика поделена на пять секторов ответственности (Канада, Королевство Дания, включая Гренландию и Фарерские острова, Норвегия, Россия и США), так и приарктическими странами (Исландия, Финляндия и Швеция). Исследование посвящено анализу стратегий, политики и приоритетов арктических государств в исследуемом регионе. Дана краткая характеристика основных документов, в которых изложены цели, задачи и принципы деятельности в Арктике.
Статья посвящена вопросам международного сотрудничества в интересах сохранения стратегической стабильности и обеспечения национальной безопасности России в условиях конфликтов XXI в. Усилия дипломатов и политиков должны быть направлены на смену концепции баланса сил концепцией баланса интересов в системе глобального управления. Одновременно с учетом сложившегося несоответствия между масштабными угрозами международной безопасности и низкой эффективностью существующих институтов при противостоянии им показана необходимость научного осмысливания вопросов адаптации международных организаций к динамично трансформирующейся глобальной военно-политической обстановке. Радикальные изменения системы международных отношений требует от отечественной дипломатии решения двух взаимосвязанных задач. Первая из них связана с активным участием дипломатов в деятельности международных организаций, действующих в сфере обеспечения международной безопасности в рамках единой глобальной стратегии, а вторая — с согласованием стратегий обеспечения международной и национальной безопасности в условиях конфликтов нового вида.
В статье раскрываются основные направления глобализации, ее влияния на функционирование и развитие современных обществ и государств. Определяются позитивные аспекты глобализации, ее преимущества для участников глобализационных процессов, а также противоречия и негативные факторы, определяющие неустойчивость современного мирового порядка. Анализируются наиболее значимые аспекты дипломатической деятельности, трансформации двусторонней и многосторонней дипломатии применительно к современному этапу глобализационных процессов.
В статье анализируются итоги Первой мировой войны, роль и место в ней России, а также предлагаются дипломатические уроки, вытекающие из этой мировой катастрофы.
В статье приводится характеристика особенностей формирования и развития политической системы Словацкой Республики с конца 1980-х гг. XX в. до настоящего времени. Дается характеристика крупнейшим политическим силам страны. Освещаются как внутренние, так и внешнеполитические факторы, оказывающие влияние на структуру политического процесса в Словакии. Отдельное внимание уделяется «европейскому измерению» и «Вишеградской четверке» как основным внешним факторам словацкой политики.
В статье анализируются факторы, оказавшие влияние на становление современной внешней политики Чехии, среди которых отмечены: необходимость включиться в процесс европейской интеграции, но при этом защищать собственные национальные интересы, а также ограниченность человеческих и финансовых ресурсов, что выразилось в установлении сжатого количества территориальных и содержательных внешних приоритетов страны. Развитие экономики и презентация страны за рубежом названы ключевыми задачами реализации внешнеполитической доктрины Чехии. В статье уделяется внимание целям и задачам внешней политики Чешской Республики на современном этапе.
Статья приурочена к 15-летию со дня учреждения Представительства МИД России в г. Якутске. В ней рассматривается история формирования механизма координации внешних связей субъектов Федерации на примере Республики Саха (Якутия), анализируется специфика международной деятельности Республики Саха (Якутия). Авторы раскрывают особенности работы Представительства МИД России в г. Якутске с общественностью по информированию о проблемах международных отношений, продвижению идей народной дипломатии в детскоюношеской среде.