В основе латиноамериканского вектора внешней политики России лежит взаимоуважительное, конструктивное партнерство на двусторонней и многосторонней основе со всеми 33 странами континента, с которыми у Москвы установлены дипломатические отношения. За последние почти три десятилетия структура наших связей значительно расширилась.
Еще одним свидетельством этого стала обширная программа встреч С. В. Лаврова в ходе сегмента высокого уровня 73-й сессии Генассамблеи ООН, подписанные там двусторонние соглашения.
Международная ситуация переживает сейчас нелегкие времена. Со стороны Вашингтона ведется линия на демонтаж глобальных институтов управления: ВТО, ОПЕК, СПЧ, ЮНЕСКО, соглашение по климату и др.
Как средство конкурентной борьбы применяются политические рычаги, санкции и рестрикции (в том числе используя статус доллара как универсальной расчетной единицы) и, противореча приверженности национальному суверенитету, участие в программах развития ставится в зависимость от готовности той или иной страны следовать указке США.
Данная линия получила свое преломление и в странах Латинской Америки и Карибского бассейна. Ведется настойчивая линия по реформированию региона в «трамповском» нажимном стиле. Поощряется политическая поляризация Латинской Америки между левым и правым центром, а также раскол региона в оценке событий в Венесуэле. Ослабляются интеграционные тенденции и, как следствие, региональные объединения, прежде всего СЕЛАК1 . Возрастает активность по противодействию нашему сотрудничеству с латиноамериканцами через экстерриториальное применение санкционных механизмов, прежде всего в финансовой сфере, навязывание философии в духе «доктрины Монро», дилеммы «кто не с нами, тот против нас» (о чем открыто заявил в феврале 2018 г. в Техасском университете Р. Тиллерсон2 ) как в региональных делах, так и в отношении ключевых международных вопросов. Нет нужды подчеркивать, что Латинская Америка сейчас находится под мощным прессингом как внутренних вызовов, так и давления извне.