В конце XX — начале XXI в. важным для дипломатии стало приспособление к радикальным изменениям системы международных отношений, произошедшим в результате окончания холодной войны и развития новых глобальных процессов: глобализации, информационно-коммуникационной революции, качественной трансформации конфликтов современности. Синергетическое воздействие указанных и некоторых других факторов привело к появлению новых феноменов — гибридных угроз и гибридных войн, которые в течение многих десятилетий будут определять характеристики межгосударственного противостояния и оказывать серьёзное влияние на состояние системы обеспечения международной безопасности.
Одной из важнейших задач дипломатии в течение многих веков было и остается сохранение стратегической стабильности с целью недопущения перехода межгосударственного или межкоалиционного противостояния к прямому военному столкновению, к потере управляемости обстановкой и глобальному конфликту.
При решении задачи поддержания стратегической стабильности особая роль принадлежит дипломатии, которая призвана своими методами и средствами не только реализовывать внешнеполитические решения, направленные на достижение этой цели, но и активно формировать их. Комплексный характер проблемы поддержания стратегической стабильности требует разработки многомерного междисциплинарного подхода с привлечением для этой цели специалистов по политико-дипломатическим, политикопсихологическим, военно-стратегическим, военно-техническим и другим проблемам.
Задача обеспечения стратегической стабильности приобретает особую актуальность и остроту в условиях значительного обострения международной обстановки, особенно взаимоотношений России и США, которое произошло в последние годы.
Политический курс официального Вашингтона привел к усугублению угроз прямого военного столкновения США с Россией, вплоть до возникновения ситуаций, сопоставимых по интенсив ности и опасности с Карибским кризисом 1962 г.
В этих условиях недопущение и урегулирование конфликтов и кризисных ситуаций превратилось в одну из наиболее актуальных задач современной дипломатии. По мнению академика РАН Андрея Кокошина, «стратегическую стабильность можно рассматривать как обеспечение политико-военных, оперативно-стратегических и военно-технических условий, минимизирующих опасность возникновения конфликтных и кризисных ситуаций, которые могли бы поставить вопрос о военных действиях с применением ядерного оружия» [2].