В Женеве, в здании организации ООН, состоялась торжественная церемония открытия международной художественной выставки «Искусство хранит историю», приуроченной к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проект организован Постоянным представительством Российской Федерации при Отделении ООН в Женеве совместно с международным изданием «Русская Галерея — XXI век» Издательского Дома «ПАНОРАМА».
Дипломатическая академия МИД России провела очередной посольский круглый стол на тему «Украинский кризис. Соблюдение целей и принципов Устава ООН». Тон дискуссии с участием глав дипмиссий более 100 стран традиционно задал министр иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавров, модератором встречи выступил и. о. ректора С. В. Шитьков.
На протяжении последних тридцати с лишним лет наблюдается отход Японии от пацифистских принципов, закрепленных в национальной конституции. С начала второго премьерского срока С. Абэ в 2012 г. и по сей день этот процесс протекает еще интенсивнее. Принятие доктринальных документов при Ф. Кисиде в конце 2022 г. выводят Японию на один уровень с государствами–членами НАТО по военным расходам и активизации военного сотрудничества с США. Премьер-министр С. Исиба продолжает взятый курс по вооружению страны, что в очередной раз демонстрирует процесс отхода от принципов пацифистского государства, коим Япония обязалась стать после собственного разгрома будучи страной-агрессором во Второй мировой войне. В преддверии восьмидесятилетия Победы над милитаристской Японией официальный Токио не только развивает национальный военный потенциал, но и постепенно вовлекается во все более плотное взаимодействие с военно-политическим блоком НАТО, продвигая при этом неразделимость безопасности Евро-Атлантического региона и Индо-Тихоокеанского пространства, что может стать основным аргументом для создания аналогов НАТО в Азии в средне- и долгосрочной перспективе, особенно в случае еще более серьезного обострения с Китаем.
Процесс деградации европейских политических элит становится все более очевидным. Набирает силу крайне тревожная тенденция прихода к власти в странах континента весьма сомнительных деятелей, зачастую лишенных необходимого для национального лидера набора качеств, да и просто вопиюще безграмотных, однако всецело преданных идеям евроатлантизма. Они успешно проходят через сито демократических выборов. Как работает подобный механизм вознесения на вершину властной пирамиды, не готовых к управлению страной фигур, рассмотрено на примере президентских выборов в Словакии в 2014 и 2019 гг. В обоих случаях во второй тур выходили, с одной стороны, авторитетные политики, а с другой — политические ничтожества, которые, однако, становились победителями. Причиной этого стала неприемлемость упомянутых политиков для западного мейнстрима из-за их самостоятельности в выборе политического курса и развернутой в пользу их оппонентов массированной медиакампании. Успех такого сценария ставит под вопрос эффективность выборов с точки зрения подбора кадров для управления государством.
В статье впервые поднимается вопрос о роли дипломатии в реализации концепции «государство-крепость» в условиях мировой гибридной войны. Обоснованы направления взаимодействия дипломатии и разведки в модели «государство-крепость». Рассмотрен феномен генезиса концепции в стратегической культуре России, Китая и США. Показаны направления формирования образа врага в стратегиях гибридной войны Запада против России. Предложена модель пограничной адаптивной безопасности в условиях гибридной войны.
Данная статья продолжает серию, связанную с понятием «дипломатическая система» и на этот раз повествует о её диалектической связи с известной концепцией Дж. Ная о категориях мощи государства, рассматривающей возможности применения «мягкой», «жесткой» и «умной» силы в геополитике ведущих государств. Автор данной модели исходит из того, что мировой порядок — это распределение силы на различных уровнях. Сила по Наю — способность добиваться желаемого результата, при этом выбор той или иной силы определяется в зависимости от внешнеполитической ситуации. Под мощью государства он понимает те инструменты и ресурсы, которые позволяют участникам международных отношений добиваться поставленных целей. Суть понятия «мощь» (power) Дж. Най сравнивает с погодой, от которой зависит все, но влияние которой не всегда поддается рациональному объяснению или математическому исчислению.
В статье анализируются состоявшиеся весной и летом 2025 г. визиты министра иностранных дел КНР Ван И и председателя КНР Си Цзиньпина в Россию и Президента РФ В. Путина — в Китай. Подчёркивается, что по итогам состоявшихся встреч и переговоров российско-китайские отношения стали еще более зрелыми, прочными и стабильными, политическое взаимодоверие продолжает укрепляться, стратегическая координация становится более тесной, а практическое сотрудничество продолжает углубляться, что обеспечивает развитие двух крупных держав и защищает общие интересы сторон в важнейших международных и региональных делах. Россия и Китай всегда придерживались принципов неприсоединения к блокам, неконфронтации и они не направлены против третьей стороны. Развитие двусторонних отношений в различных областях происходит на основе взаимного уважения, равенства и взаимной выгоды, что приносит ощутимую пользу народам двух стран. Все это позволяет сделать вывод о том, что российско-китайские отношения с каждым годом становятся все крепче.
В статье рассматривается роль дипломатической службы КНР в развитии контактов со странами Ближнего Востока. Особое внимание уделено рассмотрению практическим мероприятиям работы китайского дипломатического корпуса, а также подготовке кадров.
В статье осуществлена систематизация подходов отечественных исследователей к причинам расширения типологии центров силы — современных так называемых «архитекторов» формирующейся системы миропорядка, рассмотрены особенности относительно ограниченных геополитических форм их взаимодействия. В этой связи проводится анализ относительно сдержанной востребованности центрами силы категорий и видов (моделей) дипломатии в процессе их деловых отношений. К ним отнесены цифровая дипломатия, формы участия и особая роль первых лиц центров силы в дипломатическом разрешении современных вызовов и угроз, санкционная дипломатия, дипломатия посредничества.
Статья посвящена действиям России по развитию всестороннего партнерства с Суданом в условиях нынешней гражданской войны в этой стране. Рассматриваются самые различные аспекты российско-суданских отношений в 2023–2025 гг., т. е. с момента начала вооруженного конфликта внутри Судана — политические, военные, торгово-экономические и т. д. Дается сравнительный анализ нашей дипломатии с политикой в отношении Судана со стороны других внешних игроков — Египта, ОАЭ, США, ЕС, ООН и ряда африканских стран. Отмечается важность сохранения активности России на суданском направлении.