Отмечаемая 80-я годовщина Победы над милитаристской Японией и окончания Второй мировой войны является важной датой, отражающей непреходящее значение великого подвига советского народа, солдат и офицеров в деле защиты Родины и стран Азии, находившихся под военным гнетом Японии.
С момента своей капитуляции Япония долгое время воспринималась мировым сообществом как страна с ярко выраженным пацифистским статусом, закрепленным в девятой статье Конституции.
Тем не менее, несмотря на неизменный по сей день конституционный запрет создания любых вооруженных сил Японией, постепенная эрозия японского пацифизма началась уже в 50-е гг. с момента начала Корейской войны и задействования в ней оккупационных войск, фактически покинувших архипелаг [3, c. 51].
Поворотным же моментом трансформации Сил самообороны Японии (ССОЯ) стало вторжение в 1990 г. США в Кувейт. Оказавшись в сложной ситуации, Вашингтон призвал Японию принять участие в антииракской коалиции, однако из-за конституционных ограничений официальный Токио оказался не в состоянии поддержать гаранта своих безопасности и процветания. Международный авторитет Японии серьезно пошатнулся.
Первым серьезным шагом к выходу из неприемлемого положения для второй экономики мира стало значительное изменение в статусе ССОЯ после принятия Закона о сотрудничестве в операциях по поддержанию мира 1992 г., позволившему Японии участвовать в миротворческих операциях ООН [3, c. 51]. Далее, уже в XXI в., происходит постепенная, но значительная трансформация оборонной политики Японии, которую можно охарактеризовать как «тихую милитаризацию».
На сегодняшний день кроме страха «потерять лицо» перед западными партнерами руководство Японии имеет опасения относительно эффективности американских гарантий безопасности. Эти опасения усилились во время президентства Дональда Трампа, который требовал от союзников брать на себя больше ответственности за собственную безопасность. Кроме того, значительное влияние оказывает изменение геополитической обстановки в Индо-Тихоокеанском регионе, прежде всего усиление Китая и сохраняющаяся ядерная угроза со стороны Северной Кореи.