По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российская дипломатия в условиях нынешнего вооруженного конфликта в Судане

Титоренко Владимир Ефимович Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор политических наук, ФГБОУ ВО «Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации», 119021, г. Москва, ул. Остоженка, д. 53/2, E-mail: vetara@yandex.ru

Статья посвящена действиям России по развитию всестороннего партнерства с Суданом в условиях нынешней гражданской войны в этой стране. Рассматриваются самые различные аспекты российско-суданских отношений в 2023–2025 гг., т. е. с момента начала вооруженного конфликта внутри Судана — политические, военные, торгово-экономические и т. д. Дается сравнительный анализ нашей дипломатии с политикой в отношении Судана со стороны других внешних игроков — Египта, ОАЭ, США, ЕС, ООН и ряда африканских стран. Отмечается важность сохранения активности России на суданском направлении.

Сразу же после получения независимости Суданом 1 января 1956 г. началось быстрое развитие сотрудничества СССР/России с этой страной. Даже несколько военных переворотов в Хартуме со сменой акцентов суданской внешней политики не затронули дружественные связи между обоими государствами.

В 2019 г. при активном вмешательстве внешних сил, которые разожгли массовые выступления гражданского населения против президента О. Башира, правившего страной почти 30 лет, и привели к его смещению с приходом к власти группировки высшего командования вооруженных сил Судана во главе с генералом А. Бурханом, наступил период корректировки некоторых аспектов российско-суданских отношений. В частности, был приостановлен проект создания в Порт-Судане российской военно-морской базы. Затем, 15 апреля 2023 г., в Судане вспыхнула гражданская война в результате вооруженного мятежа Сил быстрой поддержи (СБП), которые являлись военизированной структурой ополчения Джанджавид, против вооруженных сил Переходного суверенного совета во главе с А. Бурханом, т. е. законных властей страны. Посольства практически всех стран покинули столицу Хартум ввиду тяжелых боев в нем с применением тяжелого вооружения и авиации, а российская дипломатическая миссия переехала в Порт-Судан. Несмотря на все эти сложности, российско-суданское взаимодействие сохранилось.

В последние годы двусторонняя политическая координация на международных площадках, прежде всего в ООН, всегда оставалась плотной. Так, в 2024 г. по знаковым вопросам Судан прогнозируемо поддержал Россию по Сирии (A/RES/78/273) в борьбе с героизацией нацизма (A/RES/79/160), «Пакту будущего» (A/79/L.2-L.3) и ПГВК (A/C.1/79/L.6, A/C.1/79/L.7/Rev.1, A/C.1/79/L.59, A/C.1/79/L.61), традиционно не голосовал по грузинской резолюции о беженцах из Абхазии и Южной Осетии (A/RES/78/283), воздержался по проекту о безопасности ядерных объектов на Украине (A/RES/78/316) и в Сребренице (A/RES/78/282). Хотя бывали и противоречия с российской позицией, например в Первом комитете, по химоружию (A/C.1/79/L.65) и «ответственному поведению» в космосе (A/C.1/79/L.75).

Для Цитирования:
Титоренко Владимир Ефимович, Российская дипломатия в условиях нынешнего вооруженного конфликта в Судане. Дипломатическая служба. 2025;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: