Анализ китайских источников показывает, что решающую роль в укреплении связей КНР со странами Ближнего Востока играет дипломатическая служба [1]. В КНР дипломатические функции возложены на Министерство иностранных дел (МИД). Оно представляет государство в целом за границей через свои зарубежные представительства, отвечает за официальные дипломатические отношения с иностранными государствами, включая назначение, отзыв послов и других дипломатических представителей, за ведение переговоров о подготовке международных договоров и соглашений [2].
МИД Китая заявляет официальные протесты иностранным правительствам, руководит дипломатическими представительствами за границей, а также обеспечивает или оказывает помощь в наборе, обучении и назначении китайского дипломатического персонала, включая переводчиков, готовит информацию для ЦК КПК и правительства, а также свои предложения по внешнеполитическим вопросам, реализует принятые решения [3].
Повседневной работой в МИД КНР в отношении стран Ближнего Востока занимаются два территориальных департамента — Западной Азии и Северной Африки и Африки, а также пять функциональных департаментов — протокольный; информации; международных организаций; консульский, технико-административный.
МИД КНР не является единственным дипломатическим органом. Высший эшелон китайских руководителей, партийных, государственных и военных осуществляет дипломатические функции особенно при визитах за рубеж и приеме иностранных представителей высшего и высокого уровня не в меньшей мере, чем аппарат Министерства иностранных дел. Кроме того, существует и достаточно разветвленный аппарат Министерства внешней торговли, осуществляющий экономические связи КНР, в которых дипломатия играет немалую роль.
В последнее время Пекин развернул на Ближнем Востоке необычное по своим масштабам и активности «дипломатическое наступление». В числе мер, предпринятых китайской дипломатией, обращает на себя внимание назначение специальными представителями (наряду с постоянным представителем правительства КНР по Сирии) еще нескольких высокопоставленных дипломатов для работы в условиях ближневосточного кризиса.