В последнее время все более очевидной становится постоянно усугубляющаяся проблема деградации современных европейских элит, представляющих собой в основном серую массу ничем не примечательных и мгновенно забываемых после переизбрания бюрократов. Исключения здесь весьма редки. При этом всем памятны многочисленные примеры крайне низкого уровня образования у значительной части известных политиков стран континента. Достаточно упомянуть разлетевшиеся на цитаты высказывания экс-мининдел ФРГ А. Бербок, призывавшей Россию изменить политический курс на 360 градусов и уверенной в существовании стран на расстоянии в сотни тысяч километров. Интеллектуальное убожество значительной части политэлиты Европы метко подмечено бывшим мининдел Австрии К. Кнайсль, долгое время наблюдавшей за этим процессом «изнутри», в ее книге «Реквием по Европе» [1].
Казалось бы, подобная ситуация не должна нас особенно волновать: пусть страны с таким руководством несут репутационные издержки, становясь объектом насмешек и подрывая свое международное реноме. Однако на практике все выглядит гораздо сложнее. Откровенная безграмотность многих европейских политических деятелей зачастую сочетается у них с оголтелой заряженностью леволиберальной идеологией, неспособностью стратегически мыслить, предвидеть последствия собственных действий и отсутствием стремления к защите национальных интересов. А также с полной безответственностью. В словах и поступках. Что делает их по-настоящему опасными с точки зрения укрепления мировой стратегической стабильности.
Отсутствие европейских политиков, сопоставимых по масштабу с де Голлем, Аденауэром, Брандтом или Тэтчер, имеет вполне рациональные объяснения. Запрос на сильные личности появляется у общества в сложные времена, когда часто возникают различные «нештатные ситуации», для благополучного разрешения которых требуется нешаблонная, но при этом тщательно продуманная и выверенная реакция. Ответ на такие вызовы не лежит на поверхности, его не найти в толстых сводах законов или в государственной нормативной базе. Зачастую он зависит исключительно от политического мастерства конкретного государственного деятеля. Поэтому на передний план в таких случаях выдвигаются руководители, личные качества и способности которых выделяют их из числа рядовых политиков и позволяют адекватно реагировать на встающие перед страной риски и угрозы.