Крепость Россия, защищая прежде всего своих граждан и Русский мир, сохраняет и мир человечества.
Fortress Russia, protecting first of all its citizens and the Russian world, preserves the world of Mankind.
Важное место в стратегической культуре ряда государств (Россия, США, КНР, КНДР) занимает концепция «государства-крепости», которая в условиях гибридной войны приобретает новое содержание с учётом целого ряда факторов. Государство-крепость в определённых условиях международной обстановки при обострении внешних и внутренних угроз может прибегнуть к мерам по частичной изоляции от внешнего мира, установить строгий контроль своих границ с целью ограничить внешние влияния и внутреннюю турбулентность в целях сохранения стабильности и безопасности. В качестве инструмента противодействия гибридной войне концепция отражает способность страны противостоять комплексным атакам, сочетающим военные, информационные, экономические, кибернетические и другие неконвенциональные методы противоборства с враждебными государствами и их коалициями.
Политики, дипломаты и военные учитывают, что появление государств-врагов — это сложный процесс, обусловленный сочетанием исторических, политических, идеологических и экономических факторов. Можно выделить несколько ключевых механизмов формирования таких отношений.
Во-первых, геополитические и исторические конфликты как итог длительных военных противостояний, территориальных споров и борьбы за сферы влияния создают устойчивый образ врага. Например, Россия и Турция веками конфликтовали из-за контроля над Черным морем и Крымом, что закрепило взаимное восприятие как противников. Аналогично отношения России с Германией и Польшей отмечены сериями войн (Ливонская война, разделы Польши, мировые войны), которые оставили глубокий след в стратегической культуре государств и в коллективной памяти. В статье «Крепость Россия — крепость мира» авторы убедительно показывают, почему наша страна веками воспринимается Западом как противник и враг [1].