В статье отражен процесс формирования нового миропорядка в условиях развязанной США и НАТО мировой гибридной войны и активного использования её инструментов против жертв агрессии. Показана роль дипломатии в управлении процессами эскалации и сдерживания современных военных конфликтов. Автор обращает внимание на возрастание угрозы мирового термоядерного конфликта, вероятность которого повышается в условиях применения странами Запада стратегии прокси-войны, что открывает путь к масштабной агрессии в том числе и против ядерных государств. В статье подчёркнута настоятельная необходимость пересмотра российской стратегии ядерного сдерживания с целью её адаптации к реалиям современности.
«Арктика» с греческого переводится как «северный» или «медведь», что часто ассоциируется с Россией и её усилиями по освоению этого региона. Это единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Южная граница Арктики совпадает с северной границей зоны тундры. Ныне действия США и НАТО в Арктическом регионе приобрели явно антироссийский характер, что особенно проявилось в последней редакции Арктической доктрины Соединенных Штатов. Продолжается экспансия НАТО в регион, увеличиваются масштабы проводимых там военных учений альянса, к которым активно привлекаются неарктические страны-участницы блока, что не исключает возникновения вооружённого конфликта с Россией на Крайнем Севере.
В данной статье автор анализирует влияние Всестороннего регионального экономического партнерства (ВРЭП) на процесс интеграции Китая в мировые экономические процессы. Региональный многосторонний формат экономических отношений является для Китая относительно новым опытом, поэтому участие Китая в ВРЭП автор рассматривает как возможное начало нового этапа в реализации не только региональных, но и глобальных амбиций Китая. В последнее время Китай начинает все активнее интегрироваться в мировые экономические процессы, выдвигая при этом собственные инициативы по взаимодействию в многостороннем порядке, например инициативу «Пояс и путь». Кроме того, Китай начинает заявлять о себе и в уже существующих экономических объединениях, например в рамках ВРЭП. Тем не менее в данном случае Китай сталкивается с рядом проблем, одна из которых — наличие двух конкурентных держав в Азиатско-Тихоокеанском регионе: США и Япония. Вследствие экономической конкуренции с Китаем для обеих держав выгодна политика сдерживания роста влияния Китая в указанном регионе. К тому же, на сегодняшний день у Китая весьма скромный опыт участия в региональных многосторонних форматах, обусловленный во многом приоритетом двустороннего формата сотрудничества во внешней политике Китая. Автор приходит к выводу, что, претендуя сегодня на реализацию своих глобальных амбиций, китайское руководство осознает важность и необходимость более активного участия страны в региональных интеграционных процессах.
Запланированные на 5 ноября с. г. 60-е выборы президента Соединённых Штатов Америки будут иметь огромное значение как для внутренней, так и для внешней политики США. Кандидаты на пост президента от Республиканской и Демократической партий Дональд Трамп и Камала Харрис имеют диаметрально противоположные взгляды по ряду проблем, являющихся центральными в этой электоральной гонке. Одна из этих проблем прямо затрагивает национальные интересы Российской Федерации, а именно вопрос соучастия США в российско-украинском конфликте.
Статья посвящена рассмотрению вопросам результатов опросов участия России в борьбе за прохождение транспортных коридоров из Европы в Азию через Ближний Восток. В последнее время в рамках геополитической борьбы за отход от однополярного к многополюсному миру все чаще речь идет о быстро растущей конкуренции за доступ к товарам, сырью, энергоресурсам и транспортной логистике, которые влияют на нынешнее глобальное соперничество за передел мира. Уже становится все более понятным то, что тот, кто контролирует международные пути, тот во многом контролирует международную безопасность. Коридоры — это ведь не только мировая торговля, но движение флотов, переброска войск и военной техники, связь между различными регионами мира. Проходы через такие проливы, как Баб эль-Мандебский, Ормузский, Малаккский — это вопрос международной безопасности. Их блокирование может привести к вооруженным конфликтам мирового масштаба. Для Ближнего Востока это прежде всего конфликты вокруг путей доставки нефти и газа в Европу из Персидского залива и Кавказа и вокруг создания коротких транспортных коридоров из Европы в Азию в обход Суэцкого канала и Африки. Если вопрос с прокладкой газопровода из Катара в ЕС через Аравийский полуостров и Ближний Восток и с Кавказа и Центральной Азии через Турцию в ЕС послужил одной из причин войны в Сирии, то вопрос с созданием транспортного коридора из Индии в Европу через Аравию и Израиль во многом спровоцировал конфликт в секторе Газа. И Россия находится среди наиболее активных участников этой борьбы за контроль над международными транспортными коридорами из Европы в Азию, стараясь сделать так, чтобы не остаться в стороне от них.
В статье на основе материалов Историко-документального департамента МИД РФ показана хронология усилий российских дипломатов по урегулированию конфликта между государствами противоборствующих военно-политических блоков Антанты и Тройственного союза накануне Первой мировой войны.
Тематика, касающаяся превентивной дипломатии и ее задач по недопущении развязывания новых мировых конфликтов, очень важна и актуальна. Об этом в качестве заместителя председателя Совета министров Республики Крым и члена Правительственной комиссии РФ по делам соотечественников говорит автор статьи — известный российский (советский) дипломат и государственный деятель Г. Л. Мурадов. Он подчеркивает, что рост агрессивных настроений в странах коллективного Запада, выступающих единым фронтом против России, обвиняющих нашу страну во всех «смертных грехах» по поводу и без повода, достиг устрашающих размеров.
В статье рассказывается о военных операциях русской армии против Османской империи во время Первой мировой войны с Кавказского направления. Дается анализ мотивов действий Российской империи на южном направлении. Рассматриваются успехи и причины неудач основных сражений в Южном Курдистане. Подводятся итоги наступлений русской армии в 1914–1917 гг.
В статье предпринята попытка сравнить события Первой мировой войны с боевыми действиями в ходе специальной военной операции. Об этих проблемах сегодня говорят также российские военачальники. Подчёркивается необходимость учёта трансформации военных конфликтов, необходимо обеспечить ускоренную подготовку офицеров, прапорщиков, сержантского состава, лётчиков, авиационных инженеров и техников, танкистов, ракетчиков и артиллеристов и специалистов других военно-учётных специальностей, а также внести изменения в ряд основополагающих документов.
Своим взглядом на характер и причины возникновения Первой мировой войны делится известный российский (советский) военный дипломат генерал-лейтенант, граф А. Игнатьев. Находясь вдали от Родины и линии фронта, он четко и ясно определил свое место в системе органов военной разведки в канун Первой мировой войны и внес огромный вклад в дело оснащения Русской армии современными на тот период образцами оружия и военной техники.