В российской исторической литературе, посвященной исследованию сражений русской армии в ходе Первой мировой войны, основное место уделяется европейскому, или западному театру военных действий, тогда как русская армия вела активные бои и наступательные операции на южном, или кавказском направлении, против войск Османской империи, бывшей союзником Германии и Австро-Венгрии. Причем зачастую сражения там носили не менее ожесточенный характер, чем в Галии или Восточной Пруссии. В целом против Османской империи сражения велись с трех направлений — Кавказского, Суэцко-палестинского и Месопотамско-персидского. Для Российской империи, как и для османов, ключевым было кавказское.
Надо отметить, что борьба за этот регион в зоне Персидского залива шла с конца 19-го века между Россией, Англией, Германией и Персией. Весьма интересно в связи с русским походом в Южный Курдистан напомнить о вопросе демаркации границ бывших вилайетов Османской империи на территории нынешнего Ирака, а именно: вилайетов Мосула, Багдада и Басры. В документы в английском архиве имеется множество карт, объясняющих демаркацию границы между Османской империей и Персией. Также в конце XIX в. были определены первые границы, которые были установлены соглашениями между османским правительством и персидским правительством при посредничестве России и Великобритании. Было ли османское правительство удовлетворено тем, что рисовали британцы? Русские и англичане пришли к согласию относительно того, как формировать грядущее будущее, о чем мы позже узнали из так называемого соглашения Сайкса-Пико. Борьба за влияние между Российской империей и Великобританией была очевидна, читая материалы в английских архивах. Поэтому англичане слишком рано столкнулись с русскими и немцами. Немцы хотели добраться до побережья Персидского залива по железной дороге Берлин — Багдад — Басра.
В Российской империи также хотели, чтобы железнодорожные линии из страны были протянуты через Тегеран к Персидскому заливу. Именно здесь Британия начала противодействовать этим попыткам, поскольку они негативно повлияли бы на ее доминирующее политическое и историческое присутствие в Персидском заливе. Что произошло: англичане начали подавать сигналы России о том, что ей разрешено укреплять свое присутствие в северной Персии в сфере железных дорог. То есть русские могли добраться бы по железной дороге в регион Систан и за пределы Систана к Персидскому заливу. Речь идет о таких районах Персидского залива, как Мухаммара, Басра и первые нефтяные месторождения IPC (Иракская нефтяная компания). Предупреждение Лондона было ясным: север принадлежит вам и Юг принадлежит нам, и это было реализовано.