По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Российская дипломатия и борьба вокруг транспортных коридоров через Ближний Восток: планы и реалии

Титоренко Владимир Ефимович Чрезвычайный и Полномочный Посол, доктор политических наук, E-mail: vetara@yandex.ru

Статья посвящена рассмотрению вопросам результатов опросов участия России в борьбе за прохождение транспортных коридоров из Европы в Азию через Ближний Восток. В последнее время в рамках геополитической борьбы за отход от однополярного к многополюсному миру все чаще речь идет о быстро растущей конкуренции за доступ к товарам, сырью, энергоресурсам и транспортной логистике, которые влияют на нынешнее глобальное соперничество за передел мира. Уже становится все более понятным то, что тот, кто контролирует международные пути, тот во многом контролирует международную безопасность. Коридоры — это ведь не только мировая торговля, но движение флотов, переброска войск и военной техники, связь между различными регионами мира. Проходы через такие проливы, как Баб эль-Мандебский, Ормузский, Малаккский — это вопрос международной безопасности. Их блокирование может привести к вооруженным конфликтам мирового масштаба. Для Ближнего Востока это прежде всего конфликты вокруг путей доставки нефти и газа в Европу из Персидского залива и Кавказа и вокруг создания коротких транспортных коридоров из Европы в Азию в обход Суэцкого канала и Африки. Если вопрос с прокладкой газопровода из Катара в ЕС через Аравийский полуостров и Ближний Восток и с Кавказа и Центральной Азии через Турцию в ЕС послужил одной из причин войны в Сирии, то вопрос с созданием транспортного коридора из Индии в Европу через Аравию и Израиль во многом спровоцировал конфликт в секторе Газа. И Россия находится среди наиболее активных участников этой борьбы за контроль над международными транспортными коридорами из Европы в Азию, стараясь сделать так, чтобы не остаться в стороне от них.

Надо отметить, что проект прокладки транспортного коридора из Западной и Северной Европы через территорию России и Ирана от Балтийского моря и до Каспия, а далее к Персидскому заливу и Аравийскому морю в Индийский океан возник в России в практическом плане более 30 лет назад. Хотя эту идею вынашивали еще российские императоры во второй половине 19-го века. Он получил название «Южный транспортный коридор» (ЮТК). Реализация подобного гигантского проекта открыла бы новые горизонты в мировой геополитике, внесла бы серьезные изменения в глобальную экономику, прежде всего в ее транспортную инфраструктуру. Ведь территория Ирана — это наиболее короткий транзитный путь для России к Южной Азии и Юго-Восточной Азии (ЮВА). А Россия, в свою очередь, — это транзитная территория в этом направлении для Центральной и Северо-Западной Европы (Германии, Польши, стран Бенилюкс, Скандинавии и Балтии). Сейчас же коммерческим грузам из вышеупомянутых районов до Индии, Пакистана, Бангладеш, Вьетнама, Малайзии, Филиппин, Индонезии, Австралии и т. д. приходится проделывать сложный и длинный, а значит и более опасный и дорогой по стоимости доставки путь, равно как и не менее обременительный путь в обратном направлении. То есть вокруг Африки либо через Средиземное море, затем Суэцкий канал (за проход по нему нужно платить высокие пошлины) и т. д. Как тут не вспомнить проект 30-летней давности так называемого южного транспортного коридора, предполагавшего соединить один из портов Султаната Оман на Аравийском море Индийского океана через Персидский залив, далее железные дороги Ирака и Ирана и Каспийское море с каспийскими портами, железнодорожными узлами и системой речных каналов в России. Это, по мнению экспертов, по времени сделало бы доставку грузов в 2,5 раза быстрее, а по стоимости — в 3 раза меньше, нежели путь из Индии, например через Индийский океан, Красное море, Средиземное море и Черное море в Новороссийск или Туапсе, или же вокруг Африки и далее через Атлантику в Балтийское море до Санкт-Петербурга, Риги, Клайпеды, Таллина, Стокгольма, Хельсинки и т. д. или через северные моря до норвежских портов и Мурманска.

Для Цитирования:
Титоренко Владимир Ефимович, Российская дипломатия и борьба вокруг транспортных коридоров через Ближний Восток: планы и реалии. Дипломатическая служба. 2024;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: