Надо отметить, что проект прокладки транспортного коридора из Западной и Северной Европы через территорию России и Ирана от Балтийского моря и до Каспия, а далее к Персидскому заливу и Аравийскому морю в Индийский океан возник в России в практическом плане более 30 лет назад. Хотя эту идею вынашивали еще российские императоры во второй половине 19-го века. Он получил название «Южный транспортный коридор» (ЮТК). Реализация подобного гигантского проекта открыла бы новые горизонты в мировой геополитике, внесла бы серьезные изменения в глобальную экономику, прежде всего в ее транспортную инфраструктуру. Ведь территория Ирана — это наиболее короткий транзитный путь для России к Южной Азии и Юго-Восточной Азии (ЮВА). А Россия, в свою очередь, — это транзитная территория в этом направлении для Центральной и Северо-Западной Европы (Германии, Польши, стран Бенилюкс, Скандинавии и Балтии). Сейчас же коммерческим грузам из вышеупомянутых районов до Индии, Пакистана, Бангладеш, Вьетнама, Малайзии, Филиппин, Индонезии, Австралии и т. д. приходится проделывать сложный и длинный, а значит и более опасный и дорогой по стоимости доставки путь, равно как и не менее обременительный путь в обратном направлении. То есть вокруг Африки либо через Средиземное море, затем Суэцкий канал (за проход по нему нужно платить высокие пошлины) и т. д. Как тут не вспомнить проект 30-летней давности так называемого южного транспортного коридора, предполагавшего соединить один из портов Султаната Оман на Аравийском море Индийского океана через Персидский залив, далее железные дороги Ирака и Ирана и Каспийское море с каспийскими портами, железнодорожными узлами и системой речных каналов в России. Это, по мнению экспертов, по времени сделало бы доставку грузов в 2,5 раза быстрее, а по стоимости — в 3 раза меньше, нежели путь из Индии, например через Индийский океан, Красное море, Средиземное море и Черное море в Новороссийск или Туапсе, или же вокруг Африки и далее через Атлантику в Балтийское море до Санкт-Петербурга, Риги, Клайпеды, Таллина, Стокгольма, Хельсинки и т. д. или через северные моря до норвежских портов и Мурманска.