Прежде чем высказаться по вопросу повестки дня круглого стола, хотелось бы подчеркнуть два важных исторических момента.
Во-первых, наша дискуссия проходит ровно через двое суток после Дня равноапостольного великого князя Владимира 28 июля. Именно в этот день командующий Русской императорской гвардией генерал от кавалерии, генерал-адъютант В. М. Безобразов вместе с начальником штаба Н. Игнатьевым, по словам кузена последнего — графа А. А. Игнатьева — «организовали злосчастную операцию на Стоходе, в ходе которой погубили цвет доблестной Русской императорской гвардии, бросив ее в бесплодную атаку по случаю Безобразовских именин».
И, во-вторых, книга, которая написана на основе Дневника В. М. Безобразова, вышла в свет спустя 100 лет после его продажи автором в геральдический салон Копенгагена.
Как известно, в распоряжении внешней политики любого государства имеются два главных средства — дипломатия и органы внешней разведки. На нашем круглом столе мы говорим главным образом о дипломатии, но с учётом места, в котором мы проводим эту дискуссию, есть целесообразность сказать несколько слов и о деятельности второго средства — разведки, в данном случае военной, поскольку именно она отвечает за вскрытие военных планов противника, предупреждение о готовящемся нападении, выявление группировок его войск и направлений главного удара. В начале XX в. она, по существу, была единственным средством внешней разведки.
В канун войны в российской военной разведке были проведены существенные преобразования. Из состава Главного штаба — высшего органа военного управления России — было выделено Главное управление Генерального штаба (ГУ ГШ), в котором было сосредоточено руководство военной разведкой. В тот период именно она была основной формой разведывательной деятельности Российской империи. Конкретно же с 1910 г. разведкой руководил Отдел генерал-квартирмейстера (ОГЕНКВАР) Главного управления Генерального штаба, который отвечал за организацию стратегической разведки за рубежом и оперативной разведки окружных штабов.