Китай на сегодняшний день является одной из сильнейших экономических держав: например, Китай занимает второе по размеру ВВП, уступая только США1, первое место в мире по размеру экспорта (2 723 250,43 долл. США)2. К тому же, Китай является лидирующей страной в сфере производства. Указанные факты свидетельствуют о большом потенциале Китая в экономической сфере, а также о наличии предпосылок для становления ведущей мировой экономической державой.
Однако, несмотря на постепенное развитие экономики, на протяжении достаточно долгого времени Китай занимал более пассивную роль в международных отношениях, предпочитая вести, в большей степени, политику двустороннего взаимодействия с державами как в политической, так и в экономической сферах. Во многом такая позиция была обусловлена сначала исторической особенностью Китая, а именно: в идее «срединного государства», которое являлось главным и не могло быть частью какого-либо другого государства3, а затем со времен холодной войны и принятой позднее политикой отказа от союзов с целью избежать конфронтации со странами социалистического и капиталистического лагеря.
Активизация региональной политики Китая произошла за счет понимания того, что достижение глобального лидерства невозможно без лидерства на региональном уровне. Впервые необходимость подобного лидерства была упомянута в «Докладе о работе правительства» 1995 г., в котором впервые говорится о важности регионального сотрудничества4.
На сегодняшний день Китай активно выступает с новыми экономическими инициативами, например инициатива «Пояс и путь», одной из задач которой является «содействовать взаимной стыковке собственных стратегий развития прилегающих к "одному поясу и одному пути" стран, развивать потенциал региональных рынков, активизировать инвестиции и потребление, создавать спрос и рабочие места»5, а, следовательно, способствовать экономическому сплочению стран вокруг Китая и укреплению позиции Китая в мировой экономике уже в качестве державы-лидера. Следующим важным шагом на пути к региональному и глобальному лидерству становится членство в ВРЭП, которое вступило в силу в 2022 г. Необходимо отметить, что оба экономических проекта представляют собой многосторонний формат взаимодействия между странами-участницами, что является для Китая новым форматом взаимодействия, так как на протяжении долгого времени предпочтение отдавалось двустороннему формату.