В вышедшем в 2011 г. 4-м томе «Истории военной дипломатии» содержится раздел «Арктика: от экспансии к сотрудничеству», название которого сегодня выглядит наивным и недальновидным. Но тогда именно так характеризовалось состояние международного сотрудничества в Арктическом регионе, поскольку этого требовала обстановка и в первую очередь необходимость поиска путей и способов обеспечения коллективной безопасности в регионе. В то время и до сих пор объясняется это тем, что в отличие от Антарктики всеобъемлющего международного соглашения, регулирующего статус Арктической зоны, не существует, что делает спорными территории, а также действующие здесь нормы и правила поведения.
Фрагментарно правовой режим Арктики определяется национальным законодательством стран «арктической пятерки» (Дания, Канада, Норвегия, Россия, США), а также отдельными положениями Конвенции ООН по морскому праву (UNCLOS) и соответствующей Комиссии ООН. В июне 2008 г. президент Российской Федерации Дм. Медведев предложил заключить Договор о европейской безопасности (ДЕБ), проект которого впервые содержал вопрос о территориях Арктики [1, 64–79], но эта инициатива РФ не была поддержана тогдашними «партнёрами».
В статье под названием «Арктика — к сотрудничеству или противостоянию?», опубликованной после состоявшегося 9–10 апреля 2019 г. в Санкт-Петербурге форума «Арктика — территория диалога», констатируется факт постепенного превращения региона в арену столкновения геополитических интересов разных стран мира и делался вывод о том, что «пора снять ''розовые очки'' и называть вещи своими именами». Предлагалось взять на вооружение новую стратагему, предполагающую реальную оценку военно-политической обстановки в Арктическом регионе и направленную на недопущение превращения этой зоны в новую «горячую точку» [2].
Этот вывод подтверждается реальной политикой Соединенных Штатов Америки в Арктике, которые давно не скрывают свой интерес к освоению этого региона. Главные его причины связаны с экономикой, а именно с полезными ископаемыми и грузоперевозками. Прямым следствием этого является повышенное внимание США к региону с точки зрения национальной безопасности и усиления группировки собственных вооружённых сил. С учётом данного обстоятельства Пентагон регулярно изучает актуальную ситуацию в регионе и предлагает различные варианты реагирования на неё. В этой связи за последние пять лет были разработаны три варианта Арктической стратегии США: в 2019-м, 2021-м и 2024-м гг., каждая из которых учитывала текущую международную ситуацию.