Автор пишет об исторической роли Организации Объединенных Наций в современном мире. Об исторических истоках многих проблем, стоящих перед ООН в настоящее время. Об ООН как глобальной организации, обладающей универсальной компетенцией и широким представительным составом. Об Уставе ООН, который является основой легитимности принятия решений по поддержанию мира и укреплению международной безопасности. О насущной потребности восстановления верховенства международного права при решении глобальных проблем. Об эрозии Ялтинской системы и необходимости сохранения уникальной архитектуры ООН. О причинах, позволяющих ООН уже 75 лет предотвращать новую мировую войну.
Вся 75-летняя история ООН была наполнена решением вопросов, связанных с Ближним Востоком. На протяжении этого времени Совет Безопасности ООН принял и до сих пор принимает массу резолюций в стремлении добиться урегулирования многочисленных региональных конфликтов различной природы и интенсивности. Дело дошло до того, что Ближний Восток в решающие моменты стал зависеть от того, насколько решительно и эффективно СБ сможет реагировать на «горячие точки» на Ближнем Востоке, порождаемые в основном вмешательством внерегиональных сил. Сегодня ООН смогла бы сыграть в регионе более активную, позитивную роль, как это уже было в прошлом, если бы удалось преодолеть разногласия и недоверие между постоянными членами СБ.
Статья представляет собой личный взгляд бывшего ответственного сотрудника Постоянного представительства РФ/СССР при ООН на состояние, проблемы и перспективы развития этой Организации. В ней дается анализ деятельности государств–членов ООН и их внешнеполитических ведомств по использованию возможностей для сохранения мира и международной безопасности. Особое внимание уделяется вопросам непоследовательности курса США в области контроля за вооружениями, реформирования ООН и её Совета Безопасности с акцентом на анализ позиции России. В статье освещается деятельность МИД по подготовке рекомендаций для российских делегаций при обсуждении на ежегодных сессиях Генеральной Ассамблеи конкретных пунктов утверждённой повестки дня. Большое внимание уделяется тем направлениям деятельности ООН, урегулирование которых отвечало бы интересам России, других государств-членов: борьба с международным терроризмом и оргпреступностью; обеспечение международной безопасности; содействие экономическому развитию государств ООН; предотвращение вооруженных конфликтов; усиление сотрудничества государств-членов в борьбе с инфекционными и иными опасными заболеваниями. Особо отмечается необходимость совершенствования структур и аппарата ООН. В связи с этим подчёркивается необходимость организовать на высоком профессиональном уровне обучение компетентных специалистов для работы по ооновской линии в МИД России и в структурах ООН в Нью-Йорке, Вене, Женеве и т. д.
В статье освещается деятельность ООН на африканском направлении: содействие экономическому развитию государств ООН; борьба с международным терроризмом и оргпреступностью; обеспечение международной безопасности; предотвращение вооруженных конфликтов; усиление сотрудничества государств-членов в борьбе с инфекционными и иными опасными заболеваниями. Пристальное внимание СБ ООН к политическим процессам, происходящим на африканском континенте, дает ощутимые результаты. В горячие точки Африки направляются миротворческие миссии. Воинские контингенты этих миссий вместе с армейскими подразделениями государств участвуют в борьбе против боевиков незаконных вооруженных формирований, снижают интенсивность конфликтов, помогают выживать гражданскому населению в условиях тяжелой военно-политической ситуации, оказывают содействие в постконфликтном восстановлении стран. Учитывая слабость и несовершенство локальных армий, страны-участницы ООН оказывают помощь в подготовке миротворческих сил африканских государств. Наряду с другими государствами Россия готовит африканцев к миротворческой деятельности по линии МВД и Министерства обороны.
На основе изучения международного опыта по развитию основополагающих принципов деятельности Международной организации труда раскрывается специфика её деятельности, значимость для национальных государств, в частности Узбекистана. Подробно делается акцент на принимаемых правовых нормах, призванных обеспечить полную занятость и повышение уровня жизни, создание рабочих мест, обеспечивающих необходимую защиту жизни и здоровья, благосостояние матерей и детей, равные возможности мужчинам и женщинам для получения желаемого жилища, возможностей для образования, интеллектуального развития, карьерного роста.
Настоящая статья посвящена эволюции современных технологий цветных революций и особенностях их гибридизации (на примере Венесуэлы и Белоруссии). Авторы отмечают, что современные цветные революции представляют собой комбинированную (гибридную) технологию, сочетающую в себе классический майдан, отработанный в ходе первой и второй цветных революций в Украине (в 2004–2005 и 2013–2014 гг.); новейшие технологии конфликтной мобилизации (под изначально неполитическую повестку), выработанные в ходе нескольких «электромайданов» в Армении; технологии коммуникации и координации активности протестных групп, взятые у организаторов массовых протестов в Гонконге (2019–2020 гг.) и технологии организации государственного переворота, едва не поставившего точку в существовании режима чавистов в Венесуэле в 2019 г.
Системно-цивилизационный подход наряду с изучением объективных социальноэкономических объектов наибольшее внимание уделяет исследованию феноменов человеческой деятельности во всех без исключения областях ее приложения и как метод позволяет заполнить «пустоты», возникающие при исследовании цивилизаций и анализа политической философии, фактами, полученными специалистами смежных дисциплин в пограничных с политологией и историографией отраслях науки, т. е. учеными-международниками.
В связи с происходящими геополитическими трансформациями и увеличением значимости информационных технологий в мировой политике наблюдается разрастание терминологического аппарата международного и научного дискурса. В статье проводится анализ таких «новых» понятий, как smart power, normative power, sharp power, которые являются неким гибридом традиционных коцептов «мягкой» и «жесткой» сил.
Статья посвящена экономической дипломатии стран Центральной Америки с основными внерегиональными партнерами, а именно с США, ЕС и КНР. Раскрываются особенности этих взаимоотношений, имеющиеся проблемы и трудности. Прослеживается положительная динамика экономических взаимоотношений и негативное влияние на социально-экономическое развитие стран ЦА.
В статье рассматривается история установления дипломатических отношений Советского Союза с Сирией и Ливаном, краткая история Ливана, ситуация на Ближнем Востоке в тот период и, что важно, дается собственная оценка автора как участника этих событий, состоявшимся дипломатическим актам на фоне продолжающейся Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В № 5/2020 г. нашего журнала, посвященном 75-летию создания Организации Объединенных Наций, упоминалось о том, что в разработке Устава ООН принимали участие представители военной дипломатии: контр-адмирал К. К. Родионов и генерал-лейтенант Н. В. Славин. В данной статье речь идет еще об одном военном дипломате, который также входил в состав советской делегации на Сан-Францисской конференции и активно участвовал в подготовке важнейшего документа ООН, офицере Генерального штаба Вооружённых сил СССР генерал-лейтенанте А. Ф. Васильеве.