Один из самых беспокойных с точки зрения глобальной безопасности регионов мира остается Ближний Восток. Его социально-экономическая турбулентность, непредсказуемость политического состояния даже на коротких временных горизонтах вынуждают международное сообщество, прежде всего ООН, уделять ему много внимания, а проблемы, которые он порождает, составляют значительную часть актуальной мировой повестки дня.
Такая вовлеченность мирового сообщества в ближневосточные дела не только не излишне, но, подчас, жизненно необходима, т. к. региональным акторам справиться своими силами с урегулированием кризисов, возникающих на территориях тех или иных стран Ближнего Востока, либо между ними никак не удается.
Одной из причин хронической неспособности региона достичь самодостаточности, невзирая на наличие общерегиональных, наднациональных, политических, законодательных и экономических структур, призванных объединять усилия отдельных стран в решении соответствующих проблем, — политика влиятельных внерегиональных сил. Они до сих пор рассматривают Ближний Восток как «углеводородную кладовую» и «задний двор» своего глобализированного бизнеса, каждая из них тянет «в свою сторону». Другой причиной являются перманентные разногласия среди региональных игроков по принципиальным вопросам региона, их социально-экономическая, а также политическая и этноконфессиональная разнородность.
В силу этих причин зависимость региона от ООН трудно переоценивать. Не будь этого, на Ближнем Востоке не прекращались бы вооруженные столкновения, которые породили еще больший хаос и разруху, гораздо масштабнее, чем мы наблюдаем в Ближневосточном регионе сегодня.
Чтобы гасить кризисные ситуации в регионе, возникающие там «горячие точки» как внутри отдельных стран, так и в отношениях между ними, а также на внешнем периметре Ближнего Востока, СБ ООН был вынужден на протяжении всей своей истории уделять много внимания ближневосточной тематике, принимать так или иначе затрагивающие ее многочисленные резолюции и заявления. В отдельные периоды обострения региональной ситуации число их доходило до четверти всех принятых решений этого высшего органа ООН в отдельно взятый год. Еще больше насчитывалось проектов резолюций СБ ООН, которые были отклонены на подготовительной стадии из-за разногласий между постоянными членами Совета либо заветированы на этапе заключительного голосования.