По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Совет Безопасности ООН как эффективный инструмент по обеспечению мира и стабильности в Африке

Сидорова Галина Михайловна профессор Дипломатической академии МИД России, профессор Московского государственного лингвистического университета, ведущий научный сотрудник Института Африки РАН., Е-mail: gal_sid@mail.ru.

В статье освещается деятельность ООН на африканском направлении: содействие экономическому развитию государств ООН; борьба с международным терроризмом и оргпреступностью; обеспечение международной безопасности; предотвращение вооруженных конфликтов; усиление сотрудничества государств-членов в борьбе с инфекционными и иными опасными заболеваниями. Пристальное внимание СБ ООН к политическим процессам, происходящим на африканском континенте, дает ощутимые результаты. В горячие точки Африки направляются миротворческие миссии. Воинские контингенты этих миссий вместе с армейскими подразделениями государств участвуют в борьбе против боевиков незаконных вооруженных формирований, снижают интенсивность конфликтов, помогают выживать гражданскому населению в условиях тяжелой военно-политической ситуации, оказывают содействие в постконфликтном восстановлении стран. Учитывая слабость и несовершенство локальных армий, страны-участницы ООН оказывают помощь в подготовке миротворческих сил африканских государств. Наряду с другими государствами Россия готовит африканцев к миротворческой деятельности по линии МВД и Министерства обороны.

Литература:

1. Выступление министра иностранных дел России С. В. Лаврова на заседании высокого уровня по миротворчеству ООН, Нью-Йорк, 25 сентября 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/press_service/minister_speeches/-/asset_ publisher/7OvQR5KJWVmR/content/id/3352327 (дата обращения: 01.01.21).

2. Доклад Генерального секретаря ООН. Миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Демократической Республике Конго. Документ Совета Безопасности S/2020/919/от 21 сентября 2020 г.

3. Исаенко А. И. Миротворчество в Африке. 11 октября 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russiancouncil.ru/blogs/ravunpm/34864/(дата обращения: 01.01.21).

4. Лавров: Москва продолжит подготовку и оснащение миротворцев Африки [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20150318/1053219561.html (дата обращения: 02.01.2020).

5. МВД может обучать до 80 миротворцев-полицейских из Африки в год. 03.03.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20190612/1555504545.html (дата обращения: 03.01.2020).

6. О встрече министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова с министрами иностранных дел государств Африки. 23.10.2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/3861075 (дата обращения: 07.12.2019).

7. О завершении деятельности миротворческой операции Афросоюза и ООН в Дарфуре (Судан). МИД России. Сообщение для СМИ 2317–25–12–2020 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/web/guest/maps/sd/-/asset_publisher/Xen9fAlVS0x7/content/id/4513782 (дата обращения: 01.01.21).

8. О развитии в Центральноафриканской Республике. МИД России. Сообщение для СМИ от 22.12.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/foreign_ policy/un/-/asset_publisher/U1StPbE8y3al/content/id/4511191 (дата обращения: 03.01.21).

9. Письмо Генерального секретаря ООН от 29 июня 2020 г. на имя Председателя Совета Безопасности. Документ СБ ООН S/2020/622.

10. Полицейские из стран Африки завершили обучение в университете. 22 ноября 2019. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://крду.мвд.рф/Press-sluzhba/Novosti/item/18960734/(дата обращения: 02.01.2020).

11. России следует посылать больше миротворцев в ООН, считают эксперты. 03.03.2020. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20190529/1555045421.html?in=t (дата обращения: 02.01.2020).

12. Торжественный выпуск российских и африканских специалистов, направляемых в миротворческие миссии 06.07.2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://випк.мвд.рф/Presssluzhba/Novosti/item/10644078/(дата обращения: 02.01.2020).

13. Dietrich T. Casques bleus en Afrique: la spirale infernale. 08 Juin 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lopinion.fr/edition/international/casques-bleus-en-afrique-spiraleinfernale-152810 (дата обращения: 02.01.2020).

75 лет существования международной организации ООН — завидная дата. За это время многое изменилось. Поменялось название нашей страны, распался Варшавский договор, на карте мира появились новые самостоятельные государства. Мир стремится к устойчивой полицентричности. Однако на повестке дня по-прежнему остро стоит вопрос об урегулировании военно-политической обстановки в ряде стран мира. Особенно это актуально на африканском континенте, где не стихают этнические, территориальные и религиозные конфликты.

В соответствии с Уставом ООН ответственность за поддержание мира и безопасности возлагается на СБ ООН. Именно эта организация призвана обеспечивать урегулирование споров между государствами–членами ООН и принимать меры в случаях нарушений мира и актов агрессии. На практике воплощение идей СБ ООН по урегулированию конфликтов реализуется в операциях по поддержанию мира (ОПМ). Решения по ключевым вопросам безопасности и легитимности, включая миротворческие миссии, присутствие иностранных вооруженных контингентов принимаются африканскими региональными объединениями в тесном взаимодействии с ООН.

Об эффективности ОПМ спорят как отечественные, так и зарубежные эксперты. Так, по мнению немецкого политика Томаса Дитриха, «ООН, за редким исключением успеха в Сьерра-Леоне и Либерии, проявила себя полностью неспособной разрешать конфликты, которые потрясли Африку со времен окончания холодной войны» [13]. На наш взгляд, это далеко не так. Чтобы судить об эффективности/неэффективности ооновских миссий, необходимо хорошо знать специфику местных географических и военно-политических условий, менталитет африканцев, а также глубину и корни происходящих на континенте вооруженных столкновений. При этом стоит всегда помнить, что ооновские солдаты действуют в соответствии с вверенным им мандатом, определяющим и ограничивающим их активность. В отличие от них у боевиков незаконных вооруженных формирований нет ни моральных устоев, ни принципов, ни «предела». Они, как правило, отступают только перед теми, кто превосходит их в силе и военной мощи.

Для Цитирования:
Сидорова Галина Михайловна, Совет Безопасности ООН как эффективный инструмент по обеспечению мира и стабильности в Африке . Дипломатическая служба. 2021;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: