БРИКС является одним из альтернативных проектов строительства многополярного мира. БРИКС создавался как объединение наиболее крупных развивающихся стран, стремящихся к реформированию существующего миропорядка. Уникальность этого формирования в том, что оно объединяет страны не только с различными социально-экономическими моделями, но и разными культурно-цивилизационными характеристиками. БРИКС — это прежде всего диалоговая площадка для обсуждения главных международных проблем. Вместе с тем внешняя политика БРИКС опирается на твердую основу: военно-политический и экономический потенциал стран-членов. БРИКС выдвигает новые подходы к реформированию системы международного регулирования. Это относится и к экономической сфере. Страны БРИКС исходят из того, что мировая экономическая система переживает серьезный кризис и нуждается в глубоких изменениях с целью обеспечения равных условий для всех стран. В этом контексте анализируются новые тенденции, которые обозначились на саммите в Бразилии 13–14 ноября 2019 г.
Серьёзные изменения военно-политической обстановки в Европе и мире подталкивают руководство Организации Североатлантического договора к поиску новых путей адаптации альянса к реалиям современности.
В данной статье под холодной войной понимается ситуация, когда взаимоотношения между ведущими государствами определяются идеологическим противостоянием и в то же время наличие ядерного оружия исключает перерастание этого противостояния в широкомасштабный вооруженный конфликт. Такая ситуация сложилась в 1945–1989 гг., во время первой холодной войны. Мы видим, что нечто подобное повторяется и в наше время — при всех новых нюансах и в идеологической борьбе, и в гонке ядерных вооружений.
В статье рассматриваются некоторые вопросы стратегического планирования и прогнозирования в контексте их использования в интересах повышения эффективности внешнеполитической деятельности. Автор отмечает основные причины повышенного внимания к теме стратегического планирования в постсоветский период. В этой связи, в частности, рассматривается опыт ведущих стран Запада в этой области. Подчеркивается практическая значимость созданной законодательной базы, на основе которой в Министерстве иностранных дел разработана система долгосрочного планирования, мониторинга и прогнозирования. В статье содержится ряд предположений, направленных на совершенствование инструментария стратегического планирования во внешнеполитической деятельности Российской Федерации.
Разоренное положение, в котором оказалась большая часть арабского мира после событий т. н. «Арабской весны», не могло не сказаться на дееспособности и эффективности арабской дипломатии, которая была дезориентирована новым дискурсом лидеров сообщества, потеряв прежнюю напористость и боевитость в отстаивании интересов арабского сообщества.
В статье анализируется поведение Евросоюза по вопросам общеевропейской безопасности, предметность которой размывалась в результате действий Брюсселя. Деградация общеевропейской архитектуры безопасности является следствием политики ЕС. Она стала заложницей евроатлантической солидарности. Одной из основных задач трансформации Европейских экономических сообществ в Европейский союз было утверждение его в Европе в качестве гегемона, проведения реконструкции европейского пространства по своим правилам и принципам. В деятельности ЕС возобладала политическая целесообразность, когда экономические показатели имели вторичное значение. ЕС стал выступать от имени всей Европы, хотя не все европейские государства являются его членами. Благодаря действиям ЕС и НАТО ОБСЕ превратилась в незначительную организацию, малоспособную решать проблемы общеевропейской безопасности. Политика ЕС привела к появлению в Европе новых конфликтов, разделительных линий. В контексте общеевропейской безопасности рассматриваются отношения Евросоюза с Россией. Разрушены механизмы диалога и взаимодействия в различных сферах, включая безопасность. ЕС проводит политику вытеснения России из Европы. Украинский конфликт является рукотворным изделием Евросоюза. Концепция общеевропейской безопасности нуждается в кардинальном переосмысливании и пересмотре позиций России.
Дискуссии вокруг проекта европейской обороны ведутся уже длительное время. В настоящий момент есть достаточно оснований говорить о практическом продвижении Евросоюза к созданию собственного оборонного компонента. Однако официально вопрос о формировании европейского военного союза пока не ставится, и коллективная оборона остается исключительной прерогативой НАТО.
В настоящее время социальные сети все чаще и чаще используются как эффективная среда для публичной дипломатии. Статья посвящена рассмотрению феномена Твиттер-дипломатии и ее роли во внешней политике большинства стран мира. События последних лет показывают, что Твиттер не только стал новым инструментом в дипломатической деятельности, но и даже изменил форму восприятия самих дипломатических процессов. Дипломаты и мировые политические лидеры стали понимать выгоду некоторых услуг и возможностей Твиттера для поддержания наиболее благоприятных отношений в сетевом публичном пространстве. Благодаря Твиттеру взаимоотношения между социальными сетями и дипломатией стали трансформироваться в динамично развивающееся современное явление, показывающее, что социальные сети могут играть как отрицательную (Твиттер-революции, социальная нестабильность, формирование негативного общественного мнения и т.п.), так и положительную важную роль в выстраивании благоприятных отношений и обеспечении мира между народами. Поэтому Твиттер на сегодняшний день остается наиболее популярной социальной сетью для мировых политических лидеров и министерств иностранных дел ряда стран.