По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Возможна ли общеевропейская безопасность?

Лев Николаевич Клепацкий профессор кафедры Дипломатии и консульской службы Дипломатической академии МИД России, кандидат философских наук, Чрезвычайный и Полномочный Посланник I класса

В статье анализируется поведение Евросоюза по вопросам общеевропейской безопасности, предметность которой размывалась в результате действий Брюсселя. Деградация общеевропейской архитектуры безопасности является следствием политики ЕС. Она стала заложницей евроатлантической солидарности. Одной из основных задач трансформации Европейских экономических сообществ в Европейский союз было утверждение его в Европе в качестве гегемона, проведения реконструкции европейского пространства по своим правилам и принципам. В деятельности ЕС возобладала политическая целесообразность, когда экономические показатели имели вторичное значение. ЕС стал выступать от имени всей Европы, хотя не все европейские государства являются его членами. Благодаря действиям ЕС и НАТО ОБСЕ превратилась в незначительную организацию, малоспособную решать проблемы общеевропейской безопасности. Политика ЕС привела к появлению в Европе новых конфликтов, разделительных линий. В контексте общеевропейской безопасности рассматриваются отношения Евросоюза с Россией. Разрушены механизмы диалога и взаимодействия в различных сферах, включая безопасность. ЕС проводит политику вытеснения России из Европы. Украинский конфликт является рукотворным изделием Евросоюза. Концепция общеевропейской безопасности нуждается в кардинальном переосмысливании и пересмотре позиций России.

Исторически сложилось так, что Россия в вопросах безопасности свой основной взгляд направляла на Европу: здесь нарождались опасности и отсюда исходили угрозы. Предыдущее столетие было особенно «щедро»: две войны — обе масштабные, общепланетарные. Обе имели тяжелые последствия для нашей страны. Ни по результатам Первой мировой, ни Второй мировой войны не удалось выстроить общеевропейскую архитектуру безопасности. Проблески появились в ходе холодной войны, когда опасность военной конфронтации двух военно-политических блоков (Организации Варшавского Договора и Североатлантического альянса) вынудила их участников начать длительный переговорный процесс, завершившийся подписанием Хельсинкского акта и созданием Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которые определило три основных направления по формированию общеевропейской системы безопасности: военно-политическое, экономическое и гуманитарное («три корзины», как их назвали в политико-пропагандистском стиле).

И, в общем-то, период после 1975 г. можно считать достаточно успешным: был согласован и подписан Договор об обычных вооруженных силах, выработаны меры по укреплению взаимного доверия, принят Договор об открытом небе и ряд других документов, реализация которых существенно снижала угрозу военного столкновения и способствовала укреплению материальных основ безопасности в Европе. Это была реальная формула мирного сосуществования двух мироустройств. Одно из них, более молодое, не выдержало исторического испытания и прекратило свое существование главным образом из-за политико-догматической интерпретации теории создания социалистического общества.

Окончание холодной войны объективно открывало исторические возможности для развития всех элементов общеевропейской системы безопасности. С позиции сегодняшнего дня ясно, что исторический шанс упущен и вряд ли удастся вернуться к его истокам. Естественно, возникает вопрос, а почему так произошло и происходит. Один фактор в нашей исследовательской и политической литературе раскрыт довольно полно и масштабно: сохранение Соединенными Штатами Америки Североатлантического Альянса (НАТО) в целях продолжения военно-политического контроля за европейскими странами и его установления за «младоевропейцами» — странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Последнее было реализовано в результате расширения НАТО, включения стран этих регионов в орбиту деятельности Альянса.

Для Цитирования:
Лев Николаевич Клепацкий, Возможна ли общеевропейская безопасность?. Дипломатическая служба. 2020;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: