Исторически сложилось так, что Россия в вопросах безопасности свой основной взгляд направляла на Европу: здесь нарождались опасности и отсюда исходили угрозы. Предыдущее столетие было особенно «щедро»: две войны — обе масштабные, общепланетарные. Обе имели тяжелые последствия для нашей страны. Ни по результатам Первой мировой, ни Второй мировой войны не удалось выстроить общеевропейскую архитектуру безопасности. Проблески появились в ходе холодной войны, когда опасность военной конфронтации двух военно-политических блоков (Организации Варшавского Договора и Североатлантического альянса) вынудила их участников начать длительный переговорный процесс, завершившийся подписанием Хельсинкского акта и созданием Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества, которые определило три основных направления по формированию общеевропейской системы безопасности: военно-политическое, экономическое и гуманитарное («три корзины», как их назвали в политико-пропагандистском стиле).
И, в общем-то, период после 1975 г. можно считать достаточно успешным: был согласован и подписан Договор об обычных вооруженных силах, выработаны меры по укреплению взаимного доверия, принят Договор об открытом небе и ряд других документов, реализация которых существенно снижала угрозу военного столкновения и способствовала укреплению материальных основ безопасности в Европе. Это была реальная формула мирного сосуществования двух мироустройств. Одно из них, более молодое, не выдержало исторического испытания и прекратило свое существование главным образом из-за политико-догматической интерпретации теории создания социалистического общества.
Окончание холодной войны объективно открывало исторические возможности для развития всех элементов общеевропейской системы безопасности. С позиции сегодняшнего дня ясно, что исторический шанс упущен и вряд ли удастся вернуться к его истокам. Естественно, возникает вопрос, а почему так произошло и происходит. Один фактор в нашей исследовательской и политической литературе раскрыт довольно полно и масштабно: сохранение Соединенными Штатами Америки Североатлантического Альянса (НАТО) в целях продолжения военно-политического контроля за европейскими странами и его установления за «младоевропейцами» — странами Центральной и Юго-Восточной Европы. Последнее было реализовано в результате расширения НАТО, включения стран этих регионов в орбиту деятельности Альянса.